Прошло 28 лет со дня смерти Анатолия Аркадьевича Харлампиева. Ученики, последователи, родственники великого тренера, педагога, спортсмена неизменно собираются в памятные дни у его могилы на Новодевичьем кладбище. В память об Учителе предлагаем Вашему вниманию статью, которая вышла в журнале «Боевые искусства планеты» и посвящена нелегкому жизненному пути А.А.Харлампиева – пути воина.
И в этом тоже путь воина
Под привычным для слуха понятием «воин» можно представить не только образ вооруженного человека, посвятившего свою жизнь сражениям, но и состояние человеческого духа: способность преодолевать страх и физические трудности, непреодолимое стремление достичь намеченной цели, самоотверженность и т.д. Все это может проявляться не только в разрушении вражеской территории, победе над врагом или оппонентом, но и в созидании, преобразовании окружающей действительности, в самых обычных бытовых делах, связанных с сохранением семьи, воспитанием детей, добросовестным отношением к своей работе, товарищам, сослуживцам, верности данному слову. И не всегда герой войны – это герой и в обычной жизни, а слава разрушителя не всегда ярче славы созидателя. В этой статье речь пойдет не о об одном человеке, а о нескольких поколениях одной семьи, носивших фамилию Харлампиевых, которые оставили славный след в истории нашей страны как носители духа воинов, проявившегося в их общественной, спортивной, педагогической, научной и литературной деятельности.
Реальными делами род Харлампиевых оправдывал свою фамилию, которая с греческого переводится как радостный свет. Многие ее представители были церковнослужителями, они своим образом жизни и делами были для окружающих примером высокой духовности и культуры.
Георгий Яковлевич Харлампиев был первым представителем династии, который не пошел по пути, проторенному многочисленными поколениями его предков, и предпочел карьере священника государственную службу. Проявляя отменную добросовестность во всех поручаемых ему делах, он постепенно продвигался по служебной лестнице и со временем получил чин надворного советника, что по тогдашнему табелю о рангах соответствовало подполковнику и давало личное дворянство. Такой переход с одного социального уровня на другой, без опоры на родственные связи и знакомства, за счет природного интеллекта, тоже можно расценивать как путь воина.
Сын Георгия Яковлевича Аркадий после окончания гимназии выбрал себе необычную дорогу творческого человека: он, поступив работать в цирк в качестве «акробата, боксёра, борца», параллельно оканчивает Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем перебирается во Францию для учёбы в Парижской академии изящных искусств и начинает зарабатывать на обучение и семейную жизнь на профессиональном боксёрском ринге под псевдонимом Шарль Лампье. О его славных победах много писали в прессе, ему пророчили заманчивую перспективу во Франции, но после окончания учёбы Аркадий Георгиевич сразу отправляется в Россию. Сначала в Смоленске, а потом в Москве он организует секции бокса, в которых работал как организатор, судья, тренер и…спортсмен. Вскоре в Союзе французских боксеров он защищает диссертацию на тему «О роли нравственных и умственных сил в бою». В годы первой мировой войны он был призван для учёбы в школе прапорщиков, затем на фронте возглавлял команду разведчиков и командовал ротой. В одном из боёв попал в плен в бессознательном состоянии, но совершил удачный побег и оказался на территории Франции. Поселившись в Париже, он вновь набирает спортивную форму и начинает выступать в профессиональном боксе. Но постоянно думает о возвращении на родину, где остались жена и дети. Однажды, узнав, что в Берлин приехал Н.И.Подвойский , председатель военно-революционного комитета в октябре 1917 года, который занимался депортацией русских военнопленных, А.Г.Харлампиев с чужим паспортом приезжает в Германию, добивается встречи с ним и решает вопрос о своём возвращении.
В 1922 году, через шесть лет разлуки с семьёй, Харлампиев шагнул на родную землю и сразу же окунулся в привычную для себя жизнь организатора, судьи, педагога. Много лет он развивал бокс в главной военной школе физического образования трудящихся, преподавал в Гиттисе, в центральной школе милиции. Затем ему предложили место в институте физической культуры, где до конца жизни он занимал должность доцента на кафедре защиты и нападения. И где бы Аркадий Георгиевич ни работал, всюду пропагандировал он бокс как «могучее средство физического воспитания, зрелищно-игровое мероприятие и средство самозащиты». Он воспитал множество прекрасных спортсменов и просто здоровых людей, внес значительный вклад в теорию и методику, вошёл в историю спорта как прославленный русский атлет. Наверное, можно с уверенностью сказать, что вся его жизнь – проявление пути воина.
Александр Анатольевич, внук Аркадия Георгиевича, в последней своей книге писал про своего деда: «Именно он в основном способствовал закладке фундамента, на котором его сын Анатолий продолжил его дело, а с другой стороны, нашел новые пути его решения в деле общефизического развития, достижения высоких спортивных результатов в области самозащиты и, что главное, в гармоничном развитии личности.
Учась еще в средней школе, Анатолий Аркадьевич получил всестороннее воспитание: он занимался различными видами спорта (гимнастикой, спортивными играми, лёгкой атлетикой, боксом и борьбой), а также интересовался музыкой, живописью, скульптурой. После школы он оканчивает курсы спортивных инструкторов и приступает к работе в Обществе строителей Международного Красного стадиона и театра революции. Участвуя в проведении различных массовых действий, Анатолий Аркадьевич получает задание собрать и описать различные игры и развлечения. Он отлично справился с поручением и систематизировал все это в своей рукописи. Без отрыва от производства поступил он в музыкальный техникум, а затем и в Московский институт физической культуры на отделение дзюдо к В.С. Ощепкову, у которого начинал тренироваться еще до поступления в ГЦИФК. За год до окончания высшей школы Анатолий Аркадьевич как отличник по специализации, серьёзный, инициативный и добросовестный студент принимает от Василия Сергеевича секцию дзюдо, открытую им во дворце спорта «Крылья Советов». Харлампиев так тренировался сам и тренировал своих подопечных, что скоро они стали занимать призовые места на всех соревнованиях. Очень быстро стали проявляться его педагогические и методические способности. Начиная с 1934 года он собирает и систематизирует различные технические действия, и к концу 1936 года их у него описано уже более 1000! Он разрабатывает учебные программы для секций дзюдо и участвует в составлении смет по их финансированию.
6 июня 1938 года на всесоюзном тренерском сборе по «борьбе вольного стиля-дзюдо» А.А.Харлампиев в своём докладе сообщил, что им собрано и систематизировано множество приемов, входящих в различные системы единоборств народов Советского Союза. И на этой основе вырисовывается создание совершенно новой системы борьбы вольного стиля, которая может объединить в себе изучение боевой и спортивной техники. И вскоре Всесоюзный комитет по делам физической культуры выдал ему официальный документ, которым признавалось право его авторства в разработке, систематике и терминологии борьбы вольным стилем и поручалось ему создание учебника с целью популяризации и внедрения в массы нового вида единоборств. Это и стало делом всей его жизни.
В разных республиках страны Анатолий Аркадьевич проводит множество тренерских сборов, организует множество турниров различного уровня, в которых участвует и как спортсмен, и как тренер, оттачивает правила и программы нового вида борьбы, часто участвует в показательных выступлениях.
В 1941 году он уходит на фронт рядовым, а возвращается в конце 1945 года в звании старшего лейтенанта с множеством боевых медалей и орденов. Послевоенную деятельность Анатолий Аркадьевич начал в «Динамо». Вскоре создает несколько учебно-методических программ, проводит учебные сборы и готовит проведение чемпионата страны по борьбе «вольным стилем-самбо».
В то время на мировую спортивную арену быстро выходила вольно-американская борьба, и ее стали усиленно культивировать в СССР. Некоторые её особо рьяные поклонники хотели избавиться от конкурента. И чтобы не путать советскую борьбу вольным стилем с американской её и стали называть с 1948 года просто самбо.
В упорной борьбе Харлампиеву и его сотрудникам пришлось отстаивать свой национальный вид спорта, прежде всего, сделать его массовым и доступным для широких слоёв населения. С этой целью А.А.Харлампиев подготавливает первые книги, в которых закладывается теория и практика обучения, проводит судейские семинары, учебные сборы для спортсменов, чемпионаты СССР. И самбо становится популярным как в СССР, так и за рубежом. А конкуренты «атаковали» его анонимками. Ученики и сторонники отстояли Харлампиева. Затем чиновники из спортивного ведомства издали указ, которым самбо стало относиться к второстепенным видам спорта. Тогда Анатолий Аркадьевич выступил с инициативой создания Всемирной федерации самбо, поскольку этот вид борьбы распространился уже во многих странах зарубежья. Влиятельные оппоненты в ответ предложили ..упразднить чемпионаты СССР по самбо и культивировать его только в армии и органах правопорядка. Ведомственный подход мог убить самбо как массовый вид спорта. И тогда Харлампиев принимает смелое решение: он уходит из «Динамо» и начинает работать в Московском энергетическом институте. Работая на кафедре физической культуры, он пишет различные учебно-методические программы: для новичков, разрядников, мастеров спорта, инструкторов, для участников студенческих отрядов ДНД. Последняя его книга расходится тиражом 500000 экземпляров. Закрепляя название самбо через студенческий спорт, он проводит многочисленные показательные выступления, семинары, сборы различного уровня. Его энергия зажигает множество единомышленников – и борьба самбо прочно закрепляется как вид спорта миллионов.
В 1966 году самбо признано Международной федерацией любителей борьбы, с 1971 года включено в программу Спартакиады народов СССР. И это была большая победа на пути воина Анатолия Харлампиева.
Отдавая себя полностью любимому делу, А.А.Харлампиев ничего не требовал лично для себя и своей семьи, очень долго жил в «коммуналке», одна и та же комнатка была и рабочим кабинетом, и столовой, и спальней. Он не щадил себя, мог больным приехать на работу или общественное мероприятие. Как истинный воин, он не жаловался окружающим на плохое самочувствие, старался со своими трудностями справляться сам. Но бывает так, что и очень сильный человек не может справиться с запущенным заболеванием, да еще на фоне почти непрерывных стрессов. И 16 апреля 1979 года сердце Анатолия Харлампиева сделало последний удар.
А самбо продолжает развиваться, люди читают его книги и переиздаваемые книги из его библиотеки, в память его проводится международный турнир. Наверное, и в этом продолжение пути воина.
Даже после смерти А.А.Харлампиева его ярые «оппоненты» н успокоились: его стали обвинять в том, что он, якобы, написал донос на своего учителя В.С.Ощепкова, а затем завладел его архивными материалами, и на этой основе сочинял свои книги., что он, якобы приписывает единолично себе создание борьбы самбо. Договариваются до того, что он сам приписывал себе спортивные разряды, звания и чемпионство, высмеивают его военное прошлое. Потоки грязи, хлынувшие на покойного, рикошетом ударили и по его семье. «Мёртвого льва можно не бояться». И такое же терпение и выдержку нужно было иметь Александру – сыну Анатолия Аркадьевича, чтобы почти 20 лет терпеть обвинения в адрес отца, не прибегая к ответным действиям. Александр Анатольевич не был большим спортсменом, скорее просто физкультурником, который любит музыку, живопись, скульптуру. Он был учителем в обычной школе. Но был и носителем могучего семейного духа. Когда по инвалидности ему пришлось оставить работу, все оставшиеся силы отдал борьбе за честь отца. Скрупулезно собирал он и анализировал все документы, связанные с его жизнью и деятельностью, выпускал книги, терпеливо давал интервью назойливым журналистам. Он не знал, сколько у него в запасе лет жизни, но успел подготовиться дать бой «по защите чести и достоинства» в Басманном суде. Проигравших клеветников приговорили выплатить материальную компенсацию и дать опровержение их измышлений.
Я не стану касаться подробностей судебного заседания. О них можно прочесть в предсмертной книге Александра «Жизнь и деятельность Анатолия Аркадьевича Харлампиева», выпущенной в 2006 году издательством Гранд-Фаир. Александр Анатольевич прожил всего 58 лет, но его жизнь может стать примером для других: как историк и аналитик он собрал и логически выстроил архивный материал, как литератор опубликовал более десятка книг. Может, в этом тоже путь воина.
В заключение скажу, что сын Александра - Аркадий Александрович взял на себя «семейную правопреемственность» и сейчас готовит к изданию неопубликованные отцом документы, собранные в одну книгу. Так что Харлампиевы опять готовы к любым сражениям – на пути воина…
Сергей Иванов -Катанский
«Боевые искусства планеты» |