Федерация боевого самбо России
Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация
Russian combat sambo federation
на главную карта сайта e-mail
четверг , 28 марта Главная Архив Пресса Соревнования Боевое самбо Спортсмены Клубы и секции Видео Контакты

Федерация
План соревнований
Тренировочные центры
Школа тренеров
Членские взносы
Видеоматериалы
Фотогалерея
Пресса
Архив








Партнеры

"Лусский богатыль это холосо" - открытое письмо Президенту России
[ Пресс-центр / Пресса / ]

"Луский богатыль это холосо" - открытое письмо Президенту России

В.В.Путину
Открытое письмо
Президенту Российской Федерации,
мастеру спорта СССР по борьбе самбо
и по дзюдо В.В. ПУТИНУ

Уважаемый господин Президент! Я обращаюсь к Вам и общественности с открытым письмом для того, чтобы быть гарантированно услышанным.
Поздравляя Вас со вступлением на высокий пост главы Российского государства, я хочу пожелать вам не только успехов вообще, но и обратить Ваше внимание на совершенно конкретную проблему, тем более что она Вам хорошо знакома, близка и понятна.

Все знают, что Вы классный борец, победитель всесоюзных турниров, чемпион Ленинграда, что и сегодня Вы не оставляете тренировок. Но из того факта, что Вы дважды мастер спорта (по самбо и по дзюдо), почему-то многими делается вывод; теперь именно дзюдо станет национальным видом спорта России. И. кажется, никто не замечает, что таким образом наносится удар по виду спорта, который Вас воспитал как спортсмена и, надо полагать, как человека.

Я не виню коллег-журналистов за то, что они стали наперебой восхвалять дзюдо, особенно когда дзюдоисты как бы невзначай устроили товарищескую встречу команд Питера и Челябинска во время Вашего визита. Вы и до этого не раз показывались на различных, соревнованиях по дзюдо, А приглашения посетить чемпиона г России по самбо и авторитетнейший международный турнир "Мемориал А.Л Харлампиева" проигнорировали.

Это не могло пройти незамеченным, В кулуарах даже родилась шутка, что японцы готовы обменять требование отдать Курилы на признание их вида спорта русским национальным.

Качалось бы, какая разница -там борьба, здесь борьба? Но задайте-ка аналогичный вопрос японцам про их боевые искусства, американцам про бейсбол или их футбол, канадцам про хоккей, англичанам про бокс или крикет... Только мы в вечном своем обезъянничаньи "родное хаем и браним и с умилением глядим на чужеземные обновки".

Дошло до смешного (позорно смешного). Отряд спецназа "Русь" тренируется по системе "Окинаван-годзюрю-каратедо".

Интересно, кто это сумел расквасить Квантунскую армию за один месяц?

Здесь необходимо сделать отступление для широкого читателя о том, что такое самбо, единственный международно признанный вид спорта, созданный в России.

XX век потребовал новых и эффективных методов индивидуальной подготовки личности к поединку. Японцы, учуяв этот общественный запрос еще сто лет назад, направили в Европу тысячи эмиссаров, которые обещали за 2-3 месяца любого хлюпика сделать непобедимым. Но еще до первой мировой войны в России начались очень интересные поиски синтеза опыта, накопленного разными народами в области боевых искусств и единоборств. У истоков этого стоял знаменитый русский борец, "профессор атлетики" Иван Лебедев. После революции работу продолжили Спиридонов, Короновский, Ознобишин, Яковлев, Солоневич. Но главные успехи были достигнуты Василием Ощепковым и его учеником Анатолием Харлампиевым. Последний в 1938 году предложил всесоюзному сбору тренеров по дзюдо новую систему, которая получила название "советская борьба вольного стиля". Под этим названием она была утверждена Спорткомитетом СССР 16 ноября того же года. И этот день является официальным днем рождения самбо. Слово "самбо" (сокращение выражения "самозащита без оружия") придумал позже врач и спортсмен В. Волков.

Это довольно сложная система, объединяющая все приемы борьбы, четко разделенная на спортивную и боевую части. Первой могут заниматься все. В этой части самбо - вид спорта. В "боевом разделе" осваивается вся техника, способная заменить отсутствующее оружие и помочь выжить в схватке с вооруженным противником.

Потому горько, когда моды ради спецназовцев учат самурайским искусствам (а по сути, усеченному самбо) в расчете укрепить их русский боевой дух.

Сегодня самбо имеет собственную Международную, Европейскую, региональные и национальные федерации, проводящие соревнования по борьбе самбо всех уровней. Прекрасно развивается рассекреченное боевое самбо, создав собственную всероссийскую и всемирную федерации. Но эти российские единоборства не имеет олимпийского статуса.

Тут мы упираемся в вечный русский парадокс. Бесконечная трескотня о патриотизме и практическое пренебрежение тем, что реально сделано своими силами. Таэквондо, заведомо не столь универсальный вид, как самбо, к тому же возникший на два десятка лет позже, при мощнейшем лоббировании южно-корейского правительства продвинут на олимпийский уровень, еще раньше это сделали японцы с дзюдо. Мы, имея все возможности и права хозяев Олимпиады-80, могли без усилий возвести свое самбо в олимпийское достоинство, но советские руководители предпочли похлопотать за индийский травяной хоккей. Однажды на московских стендах появилась афиша соревнований по айкидо. Среди организаторов числилось посольство Японии в России. Хоть раз хоть где-нибудь посольство СССР или России выступало устроителем соревнований по самбо?..

Видя такое отношение наших властей к самбо, кто в мире будет стараться ему помогать? Иванов, не помнящих родства, мировая общественность не уважает.

Надо признать, что единоборства более других видов спорта связаны с национальны-1 ми ценностями, на них меньше налета космополитизма, присущего большинству других видов спорта, обращенных исключительно к физическому совершенству. Технология боевого поединка неизбежно взывает к духу, а он вненационален только на уровне Бога, а на земном уровне национален. Любое единоборство включает в себя медитативные духовные процедуры, психологические техники формирования личности, которая не может быть вне конкретных социальных и национальных отношений. Одно дело - гонять мяч или шайбу или толкать тяжести, другое - вступать в поединок, который лишь в спорте ничем не грозит, но в основе своей он модель подлинного поединка за право на жизнь. Чей дух, чье право на жизнь отстаиваем мы, если признаём своим национальным видом пусть сколь угодно совершенное, но чужое единоборство?

И что-то не замечено, чтобы японцы цепенели от восторга при виде грациозной грузинской чидаобы, могучего казахша-куреша или обменяли свое сумо на татарскую борьбу на поясах, куда как более интересную и эстетичную.

Когда портрет Президента России, одетого в японское кимоно, украшает обложки глянцевых журналов, мне становится грустно.

Московская федерация самбо еще в 1993 году сформулировала понятие "национально-приоритетный вид спорта" и, имея полные к тому основания, предложила считать таковым для России самбо. В ответ - ни отклика. Даже критики не было. Глухое молчание.

Меня удивляет самбистская общественность. Это уникальное собрание личностей, блестяще реализовавших себя не только в спорте, но и, так сказать, в основных сферах деятельности. Среди ведущих самбистов невероятно велик процент ученых, высших руководителей, деятелей искусства. И, может быть, именно чрезмерная интеллигентность превращает их - специалистов в лучшем из боевых искусств - в каких-то толстовских непротивленцев на ковре социальных поединков. Между собой они удивительно темпераментно выражают свою точку зрения на то, какое место должно занимать самбо в нашей российской жизни, но вся эта энергия уходит куда-то в песок за пределами нашего сообщества. Хотя наши бывшие товарищи, переодевшись в кимоно, словно преисполняются агрессивного духа и начинают идти напролом.

Но ведь и Вы, Владимир Владимирович, дважды мастер спорта, не высказываете свою позицию. Только в беседе с корреспондентами "Коммерсанта" вскользь роняете, что ваш тренер вынужден был переквалифицироваться на дзюдо.

И уже (!) видны последствия этого. Человек, который всегда был большим другом самбистов, активно их поддерживал, бывал на всех важнейших соревнованиям, - спикер московской Думы Владимир Платонов стал президентом Московской федерации… дзюдо. И с ним неизбежно произойдет то же, что и с другими - он начнет относиться к самбо как к некоему подсобному хозяйству при основном дзюдоистском производстве.

Это ли не модель процессов более общего порядка - признания за Россией неких подсобных функций при мировом хозяйстве, роли исправного поставщика оригинальных идей и талантливых кадров? Так что частный с виду вопрос о взаимоотношениях двух видов единоборств не очередная склока в борьбе за высочайшее внимание, а индикатор процессов более существенных.

В этом узком, но очень. на мой взгляд, важном вопросе от Вас, господин Президент, ждут одного - недвусмысленного заявления о своих подлинных симпатиях: что Вы поддержите своим авторитетом - японское дзюдо или родное, Вас же воспитавшее самбо? Остальное заработает автоматически: чиновники - люди, когда надо, очень понятливые.

Дзюдо в поддержке со, стороны России не нуждается, у него есть своё родное японское и очень заботливое правительство, истратившее за 100 лет немереное количество денег на его распространение во всем мире.

Русское самбо некому поддержать, кроме нас, россиян, кроме Вас - Президента этих россиян и по счастливому, я надеюсь, случаю высококлассного самбиста.

Самбо, конечно, не исчезнет. Его не покинут энтузиасты и будут подкармливать конкуренты. Кто-то же должен готовить, "русских богатырей" для побед на японском тата-ми. Но дальше - ни-ни! И мы будем слушать, как очередной умудренный сенсей будет похлопывать по плечу нашего атлета и приговаривать: "Луский богатыль - это холосо! Халампиев был болсой сенсей. Банзаи!"

Николай ЖУРАВЛЕВ,

вице-президент Московской федерации спортивного и боевого самбо

Литературная Газета № 21

24-30 мая 2000 года

Опубликовано: 31.05.2000 г.





Содержание ресурса