Восточные единоборства всегда окружал ореол таинственности, они казались нам чем-то далеким и непостижимым. В начале 70-х годов в страну хлынул поток информации о различных боевых искусствах: ушу, карате, айкидо, тейквондо, кик-боксинг, мау-тай... Однако они очень скоро набили оскомину. Смотреть на то, как очередной киногерой, применяя приемы карате, отправляет всех противников в мир иной, стало неинтересно. Ибо эффектные удары и искрометные подсечки на самом деле оказывались обыкновенными трюками, которые в реальном бою не имели права на жизнь.
На фоне всеобщего помешательства на восточных боевых искусствах мастерам российского боевого искусства оставалось лишь ждать, когда они смогут продемонстрировать его всему миру. Однако их время наступило лишь в начале 90-х годов, когда перестройка позволила приоткрыть завесу секретности и явить миру отечественную систему самозащиты — боевое самбо.
Искусство универсального боя
Во всем мире уже давно проводятся универсальные, межстилевые, поединки, где на одном ковре или ринге могут встретиться представители различных видов и стилей боевых искусств и единоборств. Именно такие турниры наглядно помогают понять все плюсы и минусы той или иной системы, Сегодня борец должен уметь еще и бить, а ударник — бороться. Ибо только такой универсальный боец имеет возможность уцелеть в реальном поединке.
Несмотря на свой скромный возраст (чуть более 80 лет), боевое самбо — это многовековая мудрость и опыт поколений, собранные воедино, Это уникальная система, в которой сконцентрированы только самые эффективные приемы из всех существующих в мире стилей и видов боевых искусств и единоборств. Отбросив в сторону театрально-постановочные приемы, которыми так часто изобилуют восточные единоборства, боевое самбо впитало самые действенные, но в то же время самые простые и естественные приемы ведения рукопашного боя. Боевые самбисты уже не раз доказывали свое превосходство как в спортивном, так и в реальном поединке.
Боевое самбо — это отечественный вид спорта. На заре становления многие приемы были секретными и применялись только в работе специального контингента силовых структур.
От французской борьбы до самооброны без оружия
В начале XX в., когда в моде была французская борьба, создать универсальный стиль пытался знаменитый русский борец профессор атлетики Иван Лебедев, более известный под псевдонимом Дядя Ваня. Однако в своем стремлении он был не одинок. В 1910 г, свою универсальную систему начал разрабатывать Нил Ознобишин. Сегодня его имя мало кому известно, но именно он первый придумал и ввел популярную ныне во всех спецподразделениях систему подготовки «на куклах». «Куклы» — это уголовники, на которых шлифовали свое мастерство бойцы спецподразделений. Система Ознобишина, в основе которой лежали приемы русского кулачного боя, пользовалась огромной популярностью. К нему очень часто обращались за помощью спецы из охранки.
Наступила революция. Казалось, об универсальном стиле можно было забыть на долгие годы. Однако чекистам вскоре понадобилась эффективная система защиты сотрудников народной милиции и НКВД. Вот тогда и вспомнили об Ознобишине и предложили ему присоединиться к разработчикам нового боевого искусства Страны Советов.
В 1923 г. в спортивном обществе «Динамо» бывший кадровый офицер царской армии Виктор Афанасьевич Спиридонов начал разработку первых программ. В основе этой системы лежало популярное японское джиу-джитсу. Спиридонов добавил к джиу-джитсу приемы из дзюдо, сумо, бокса и др. Также он включил в новую систему многочисленные элементы национальных видов борьбы народов СССР. Он удачно соединил элементы русского кулачного боя с подхватами грузинской чидао бы, бросками из молдавской тынтры.
Параллельно со Спиридоновым и Ознобишиным разрабатывал свою программу и Василий Ощепков. Некогда он обучался в православной семинарии в Японии, где постиг искусство дзюдо и был первым из европейцев, кто получил черный пояс. Вернувшись в Россию, он начал путешествовать по стране, собирая и изучая различные национальные единоборства. Однако довести свою работу до конца ему так и не удалось. По ложному доносу Василия Ощепкова арестовали.
Продолжил дело Ощепкова его ученик Анатолий Харлампиев. В середине 30-х гг. в Институте физкультуры он защитил дипломную работу, в которой описал броски и удары нового единоборства. Взяв лучшие приемы из всех трех направлений, Харлампиев создал новую советскую борьбу общего стиля. 16 ноября 1938 г. новая система под названием «советская борьба вольного стиля» была утверждена Спорткомитетом СССР. А через год стали проводиться первые чемпионаты.
Новое единоборство было настолько эффективным и грозным оружием, что его очень быстро разделили на спортивное и боевое самбо. Боевой раздел был быстро засекречен и стал обязательным для изучения в спецподразделениях. Первоначально новая борьба называлась «сам» потом «самоз». И только затем «самбо» - самооборона без оружия. Это название придумал врач и спортсмен В. Волков.
В 1946 г. были разработаны правила и прошли первые соревнования по боевому самбо. Однако в основном это были «тестовые упражнения» или отработка отдельных боевых элементов схватки на несопротивляющемся «противнике». При этом постоянно существовало стремление провести соревнования, приближенные к реальной боевой обстановке, — к драке на улице, силовой операции по задержанию преступников или реальному бою. Но все соревнования носили закрытый характер.
Второе рождение
В 1988 г. усилия активистов Клуба боевого самбо достигли цели: были рассекречены некоторые программы и документы, что, в свою очередь, позволило в 1991 г. выйти первой книге «Боевое самбо для всех». Это была первая попытка рассказать миру об уникальной российской системе самозащиты. Тираж книги быстро превысил 1 млн экземпляров, она стала самым высокотиражным изданием по боевым искусствам. На следующий год вышла «Энциклопедия боевого самбо», к которой затем был снят видеофильм. Уникальная система самозащиты вызвала огромный интерес у сотрудников западных спецслужб. Книга была переведена на шесть языков и тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров распространилась во многих странах мира. Права на издание книги и видеофильма приобрела японская фирма Quest!
В 1995 г. директором Общественного объединения «Клуб боевого самбо» стал В. В. Волостных. В том же году по инициативе Клуба была создана Всемирная ассоциация клубов боевого самбо с представительствами в Японии, Швеции, США и странах СНГ. Президентом Всемирной ассоциации клубов боевого самбо был избран А. Г. Жуков.
В том же году Московский клуб стал одним из организаторов первого абсолютного чемпионата Евразии, первого и второго абсолютных чемпионатов мира по боевым искусствам «Бои без правил». Сейчас мало кто знает, что это всего лишь рекламное название турниров по боевому самбо, ход для привлечения публики.
В ноябре 2001 г. была создана Федерация боевого самбо России. Основная задача Федерации — развивать и укреплять спортивные позиции и престиж боевого самбо на международной спортивной арене. Сегодня Федерация боевого самбо России имеет представительства во всех субъектах РФ.
Среди почитателей боевого самбо много политиков, ученых и общественных деятелей. Неоценимую поддержку его развитию оказывает губернатор Московской области Борис Громов. Он, профессиональный военный, как никто другой, знает, насколько важны в этой жизни система самозащиты и умение вести поединок на близкой дистанции. Ибо в основе боевого самбо лежит модель подлинного поединка за право на жизнь.
Алексей МАЛЫЙ: «Боевое самбо — наше национальное богатство»
Боевое самбо — это международно-признанный вид спорта, созданный в России. Это наиболее эффективный вид подготовки к военной и правоохранительной деятельности в современных условиях. А кроме того — вид спорта, близкий по духу, философии и идеологии большинству россиян. Боевое самбо имеет глубокие российские корни и основано на нашем национальном самосознании.
Сегодня, по статистике экспертов, в России боевыми единоборствами занимаются от 3 до 5 млн человек. Большинство из них посещает секции восточных единоборств. Ушу, карате, айкидо, тейквондо, кикбоксинг и др., уже давно окутаны мифами и легендами. Однако мало кто из их представителей сумел доказать свое превосходство в реальном бою, где битва идет не на жизнь, а на смерть. По сути, это хорошо сделанный коммерческий продукт. Мастера восточных единоборств уже давно используют свою технику в качестве рекламы.
Но мало кто сейчас понимает и знает, что до конца изучить восточные единоборства российскому человеку очень трудно, если не невозможно. Потому что в их основе лежат чуждые российскому человеку вера, энергетика и менталитет.
Смотрите, что получается. Каждый год Япония тратит сотни миллионов долларов, развивая и пропагандируя свои боевые искусства. Распространяя по всему миру дзюдо, айкидо, карате, они распространяют свою культуру. В Корее национальный вид спорта — тейквондо. С первого класса дети начинают его изучать на уроках физкультуры. Именно таким образом, через тейквондо, Корея проводит свою национальную политику.
А мы? У нас есть три национальных вида спорта, а точнее, забавы, так как когда они создавались, то еще видами спорта не являлись. Это лапта, которая сейчас более известна как бейсбол и является чуть ли не национальным видом спорта Соединенных Штатов. Есть еще городки — очень интересный вид спорта, но, на мой взгляд, недостаточно эмоциональный. И третий вид спорта, который создан в России, — боевое самбо. И я считаю, что этот вид спорта вполне достоин, чтобы быть признанным в качестве национального символа. Это наше богатство, один из активов нашего государства. И я считаю, подход к этому виду спорта должен быть государственным и патриотическим.
Дмитрий Петров и Карина Календарева |