ОРУЖИЕ, КОТОРОГО НИКТО НЕ ВИДИТ
Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ, журнал "РУССКИЙ ДОМ"
Увы, сегодня, когда национальное самосознание размыто, а нравственные ориентиры большинством нашего общества отринуты, многие молодые люди в поисках истины обращают свои взоры на восток. И это касается не только религиозно-философских учений, но и боевых искусств. Десятки тысяч людей приходят в спортзалы, чтобы встать на колени на татами или кланяться сенсею айкидо. Подражая главному дзюдоисту страны чиновники различных уровней надели кимоно.
Вся эта вакханалия с поклонением чужеродным единоборствам продолжается в нашей стране уже полтора десятка лет, а то и поболе. Конечно же, во многом это происходит благодаря дешевым зарубежным кинобоевикам. Да и тем людям, кто делает на этом деньги. А вот свое, отечественное, причем самое эффективное из боевых искусств, оказалось на задворках общественного внимания.
Речь идет о самбо – спортивном и , прежде всего, боевом. Ведь за последнее десятилетие именно представители боевого самбо в реальных поединках доказали свое превосходство над последователями иных видов единоборств. В абсолютных поединках смешанных стилей и в соревнованиях по рукопашному бою, как правило, доминируют самбисты.
Публикуя интервью с вице-президентом Всемирной ассоциации клубов боевого самбо, заслуженным мастером спорта Валерием Валентиновичем Волостных и Открытое письмо Московской федерации самбо Президенту РФ, «Русский дом» заявляет о необходимости государственной поддержки, в первую очередь, именно отечественных видов спорта.
- Валерий Валентинович, откуда есть-пошло боевое самбо? Кто является отцом-основателем этого вида единоборств?
- Основателем борьбы самбо вообще, по праву, можно назвать Василия Ощепкова, духовного сына святого Николая, митрополита Японского. В начале прошлого века, будучи студентом православной семинарии в Японии, он постигал искусство борьбы дзюдо и, первым из европейцев, получил «черный пояс». Изучая и систематизируя виды единоборств различных народов, в том числе и русские национальные, Василий Ощепков передал эстафету своему ученику Анатолию Харлампиеву, который продолжил работу наставника. Параллельно с ними над совершенствованием приемов самозащиты работали Спиридонов и Ознобишин, в 20-30-х годах разработавшие систему рукопашного боя (ставшей частью боевого самбо) для погранвойск и НКВД. Виктор Афанасьевич Спиридонов руководил динамовской секцией по изучению и разработке приемов самозащиты. Виктор Афанасьевич хорошо знал японский стиль джиу-джицу и в новую российскую борьбу вошли ее лучшие приемы. Удары были повзаимствованы из английского бокса и русского кулачного боя, а некоторые приемы и захваты – из французской и славяно-горицкой борьбы, а также других стилей. А сам термин «самбо», что означает – самозащита без оружия, - придумал врач и спортсмен В. Волков.
- Значит можно признать, что самбо – это обобщение мирового опыта в области единоборств?
- Разумеется. Однако обобщение, переломленное сквозь призму нашего национального самосознания и имеющее глубокие российские корни. Ведь Россия, находящаяся на стыке Европы и Азии, и располагая сухопутными путями из Северных стран в южном направлении, приобрела знания и умения по самым различным способам ведения боя и использования оружия. Благодаря такому географическому положения способы владения рукой, ногой и оружием в бою приобрели оттенки всех стран мира от варягов до китайцев. Для примера можно вспомнить взаимоотношения с потомками Чингизхана, имевшими самое передовое вооружение и тактику боя – как группового рукопашного, так и одиночного.
Из Открытого письма Московской федерации спортивного и боевого самбо Президенту РФ, мастеру спорта СССР по самбо и дзюдо В. В. Путину.
«Все знают, что Вы классный борец, победитель всесоюзных турниров, чемпион Ленинграда, что и сегодня не оставляете тренировок. Но из того факта, что Вы дважды мастер спорта (по самбо и дзюдо), почему-то многими делается вывод: именно дзюдо станет национальным видом спорта России. И, кажется, никто не замечает, что таким образом наносится удар по виду спорта, который Вас воспитал как спортсмена и, надо полагать, как человека. В кулуарах даже родилась шутка, что японцы готовы обменять требование отдать Курилы на признание их вида спорта русским национальным.
Казалось бы, какая разница – там борьба, здесь борьба? Но задайте-ка аналогичный вопрос японцам про их боевые искусства, американцам про бейсбол или их футбол, канадцам про хоккей, англичанам про бокс или крикет… Только мы в вечном своем обезъянничаньи «родное хаим и браним и с умилением глядим на чужие обновки».
Дошло до смешного (позорно смешного). Отряд спецназа «Русь» тренируется по системе Окинаван-годзюрю-каратедо…»
- Валерий Валентинович, а чем отличается боевое самбо от спортивного?
- Своей универсальностью. Ну, скажем, в рукопашном бою на войне или на улице с преступником – вы же не будете сражаться по правилам борьбы. Кроме бросков – это широкий спектр ударов руками и ногами, болевые приемы в стойке и лежа, удушения. Есть и прикладной раздел. Это защита от ударов ножом, палкой, тяжелым предметом и даже защита от пистолета. Это система, выработанная в реальной боевой деятельности специальными контингентами и отшлифованная на нашей национальной почве, уникальная по вариативности элементов техники. Ведь боевое самбо доказало свою эффективность и во время Великой Отечественной войны, и во всех «горячих точках» и локальных конфликтах советской и недавней российской истории.
- Насколько мне известно, боевые самбисты лишь недавно создали свою Федерацию…
- Да, если спортивный раздел самбо был общеизвестен и преподавался во всех спортивных секциях страны, то боевой долго оставался «тайной за семью печатями». В 1991 году авторами А. Жуковым, В. Тихоновым и О. Шмелевым была написана первая в своем роде книга «Боевое самбо для всех», изданная несколькими тиражами общим объемом около 1 миллиона экземпляров. Права на издание книги и видеоприложение тут же были скуплены одной известной японской фирмой. Затем в свет вышла «Энциклопедия боевого самбо», соавтором которой являюсь и я. В 1995 году в Москве было создано Общественное объединение «Клуб боевого самбо». С тех пор клубом регулярно проводятся соревнования различных уровней по боевому самбо и абсолютные поединки между представителями различных стилей. А в этом году зарегистрирована в Минюсте Федерация боевого самбо России. Ее президентом избран известный ученый, тренер и общественный деятель, заслуженный мастер спорта Алексей Алексеевич Малый.
Из Открытого письма Московской федерации самбо Президенту РФ.
«Горько, когда моды ради спецназовцев учат самурайским искусствам (а по сути усеченному самбо) в расчете укрепить их боевой дух. Сегодня самбо имеет собственную Международную, Европейскую, региональные и национальные федерации, проводящие соревнования всех уровней. Но не имеет олимпийского статуса. Тут мы упираемся в вечный русский парадокс. Бесконечная трескотня о патриотизме и пренебрежение тем, что реально сделано своими силами. Таэквондо, заведомо не столь универсальный вид, как самбо, к тому же возникший на два десятка лет позже, при мощнейшем лоббировании южно-корейского правительства, продвинут на олимпийский уровень. Еще раньше это сделали японцы с дзюдо. Мы, имея все возможности и права хозяев Олимпиады-80, могли без усилий возвести свое самбо в олимпийское достоинство, но советские руководители предпочли хлопотать за индийский травяной хоккей. Однажды на московских стендах появилась афиша соревнований по айкидо. Среди организаторов числилось посольство Японии в России. Хоть раз где-нибудь посольство СССР или России выступило устроителем соревнований по самбо? Видя такое отношение властей к самбо, кто в мире будет стараться ему помогать? Иванов, не помнящих родства, никто не уважает.
Надо признать, что единоборства более других видов спорта связаны с национальными ценностями, на них меньше налета космополитизма, присущего большинству других видов спорта, обращенных исключительно к физическому совершенству. Технология боевого поединка неизбежно призывает к духу, а он вненационален только на уровне Бога, а на земном уровне национален… Одно дело – гонять мяч или толкать тяжести, другое – вступать в поединок, который лишь в спорте ничем не грозит, но в основе своей он модель подлинного поединка за право на жизнь. Чей дух, чье право на жизнь отстаиваем мы, если признаем своим национальным видом пусть сколько угодно совершенное, но чужое единоборство?
И что-то не замечено, чтобы японцы цепенели от восторга при виде грациозной грузинской чидаобы, могучего казахша-куреша или обменяли свое сумо на татарскую борьбу на поясах, куда как более интересную и эстетичную… Московская федерация самбо еще в 1993 году сформулировала понятие «национально-приоритетный вид спорта» и, имея полные к тому основания, предложила считать таковым для России самбо. В ответ – ни отклика. Даже критики не было. Глухое молчание».
- Валерий Валентинович, боевое самбо – жесткий вид спорта. Значит, наверняка, весьма травматичный?
- На практике получается, что травматизм на наших соревнованиях минимален. Потому что ударов меньше, чем в боксе или контактном каратэ. В ударно-контактных видах, например том же боксе, после клинча, то есть после того, как бойцы сходятся в ближний бой, рефери дает команду «стой», и спортсменов разводят. Это искусственно. В реальном бою такого никогда не будет. В результате боксеры опять выходят на дистанцию удара и опять получают удары по голове, что ведет к сотрясениям и ударным травмам. У нас же бой как идет, так идет – судья не вмешивается в поединок. Обменялись несколькими ударами в дальней, средней дистанции, сошлись в ближний бой, сцепились, следует бросок, падают – борьба продолжается в партере до болевого или удушающего приема.
- На соревнования по боевому самбо и на абсолютные поединки смешанных стилей вы приглашаете представителей различных школ боевых искусств. Как там себя чувствуют, скажем, каратисты, боксеры?
- Редко кто из представителей каратэ оказывал достойное сопротивление самбистам. Куда лучше каратистов в боях смотрятся боксеры, кик-боксеры, бойцы-рукопашники, последователи джиу-джицу, тайского бокса... Высокие удары ногами хоть и зрелищные, но малоэффективные, а потому не котируются. Самые экономные, быстрые и сильные удары – руками. Общеизвестно, что самая лучшая ударная техника – боксерская. На наших соревнованиях, бывало, боксеры доходили до финала, но никогда не занимали первые места. Борьба в стойке и партере – их слабое место. Как входят в клинч – тут же теряются. А для победы в подобных поединках нужен универсализм. Это качество мы и стараемся развивать у боевых самбистов.
- Боевое самбо – оружие грозное. Нужно ли его преподавать в массовом порядке?
- То, что вы видите на соревнованиях и то, что мы преподаем в спортзалах для всех желающих – это нечто среднее между спортивным и боевым самбо. Иначе говоря, самый настоящий вид спорта. Но есть прикладной раздел, который для широкого круга так и остается «тайной за семью печатями» и который преподается только для ограниченного круга специалистов. Прежде всего это представители государственных силовых структур: специальные армейские подразделения, спецчасти ВДВ, морской пехоты, спецподразделения ГРУ, ФСБ и других спецлужб. Это те люди, которые завтра могут оказаться один на один в реальной схватке с врагами России. А в подобной схватке выживет сильнейший.
Из Открытого письма Московской федерации самбо Президенту РФ.
«Когда портрет Президента России, одетого в японское кимоно, украшает обложки глянцевых журналов, становится грустно… Это ли не модель процессов более общего порядка – признания за Россией неких подсобных функций при мировом хозяйстве, роли исправного поставщика оригинальных идей и талантливых кадров? Так что частный с виду вопрос о взаимоотношениях двух видов единоборств – не очередная склока в борьбе за высочайшее внимание, а индикатор процессов более существенных.
Дзюдо в поддержке со стороны России не нуждается, у него есть свое родное японское правительство, истратившее за 100 лет немеренное количество денег на его распространение во всем мире. Русское боевое самбо некому поддержать, кроме нас, россиян, кроме Вас, Президента этих россиян.
Самбо, конечно, не исчезнет. Его не покинут энтузиасты и будут подкармливать конкуренты. Кто-то должен готовить «русских богатырей» для побед на японском татами. Но дальше – ни-ни. И мы будем слушать, как очередной умудренный сенсей будет похлопывать по плечу нашего атлета и приговаривать: «Луский богатыль – это холосо! Халампиев был болсой сенсей. Банзаи!»
Опубликовано в журнале РУССКИЙ ДОМ 19.07.2002 г. |