Федерация боевого самбо России
Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация
Russian combat sambo federation
на главную карта сайта e-mail
среда , 24 апреля Главная Архив Пресса Соревнования Боевое самбо Спортсмены Клубы и секции Видео Контакты

Федерация
План соревнований
Тренировочные центры
Школа тренеров
Членские взносы
Видеоматериалы
Фотогалерея
Пресса
Архив








Партнеры

  версия для печати
[ Пресс-центр /Российское боевое самбо - лучшее воинское искусство мира!]
Комплекс САМБО

27.04.2012

В.В. Волостных, А.А. Малый

"Российское боевое самбо - лучшее воинское искусство мира!"

 

Исторический Экскурс

Современная Россия - самое большое государство, владеющее 1/6 части суши. Это является неоспоримым доказательством того, что российское воинское искусство было и остается лучшим в мире!

Говоря о боевом самбо, как об уникальном отечественном виде спорта, никак не уйти от разных точек зрения и разных подходов в понятиях о боевом самбо, существующих в двух разных федерациях: Всероссийской федерации самбо (ВФС) и Федерации боевого самбо России и Всемирной федерации боевого самбо (ФБСР и ВФБС ).

В этом экскурсе мы постараемся выразить подход Федерации боевого самбо России и обозначить различие во взглядах на суть и развитие боевого самбо со Всероссийской федерацией самбо.

Вначале хотелось бы зафиксировать то, что боевое самбо явилось заказом силовых структур еще дореволюционного времени, дореволюционной России. Иван Лебедев, "Самооборона и арест" - руководство по самозащите для специального пользования, 1915 год - одна из первых попыток создания универсальной системы противодействия криминальным элементам того времени для полицейских, где были указаны фамилии 30 человек из числа околоточных надзирателей и городовых, прошедших в 1914 году курсы самообороны и ареста, сдавшие экзамен и готовых передавать (распространять) эти знания и умения в качестве инструкторов среди других полицейских чинов.

Далее с изменением политической системы изучение, совершенствование, развитие и становление перешло под патронаж силовых структур нового, послереволюционного времени и постепенно стало во многом засекреченным направлением работы в этом направлении.

В 20-е - 30-е годы работу по развитию отечественного боевого искусства продолжили Г.Калачев ("Система физической подготовки РККА", Москва, 1925г.), А.Буценко
("Самозащита без оружия", Украина, 1928г.), И.Солоневич ("Самооборона и нападение", Москва, 1928г.), Н.Ознобишин ("Искусство рукопашного боя", Москва, 1930г.), В.Короновский и М.Яковлев (Ленинград-Москва, 1932г.), В.Спиридонов ( НКВД, "Динамо", 1933г.), В. Ощепков ( 1930-1937г.г.), А.Харлампиев ( 1925-1979г.г.) и др.

Анатолий Аркадьевич Харлампиев занимался пропагандой искусства самозащиты, развивая и демонстрируя это искусство на показательных выступлениях, соревнованиях, встречах в рамках так называемого в то время боевого раздела самбо параллельно с демонстрацией приемов борьбы самбо.

Всем известен фильм "Непобедимый", в котором знаменитый актер-каскадер Андрей Ростоцкий, к сожалению рано ушедший из жизни, сыграл роль, которая в художественной форме отразила подвижническую деятельность Анатолия Аркадьевича Харлампиева на поприще развития и совершенствования отечественной системы самозащиты, которая максимально приближена к реальному бою.

Харлампиев написал множество книг по технике и тактике борьбы самбо, а также по боевому разделу самбо для служебного пользования различных силовых структур, воспитал целое поколение спортсменов.

Харлампиев провел колоссальную работу по классификации и систематизации приемов, входящих в различные системы единоборств.

Почему Жуковский считается отцом русской авиации? Ведь не из-за того, что он самый первый начал изобретать самолеты. Дело в том, что он подвел некую научную основу в отечественном воздухоплавании на основе фундаментальных законов аэродинамики, а также доказал это на практике.

Аналогично мы оцениванием и вклад А.А.Харлампиева в своей области. Именно после него и благодаря ему появилась та борьба самбо, которую мы все знаем - многонациональная борьба в одежде. Он впервые на конференции 1938года озвучил разработанные им ранее систематику, классификацию и терминологию отечественного вида борьбы - "борьбы вольного стиля" ( потом она приобрела свое нынешнее название - борьба самбо).

Неизвестно, что бы было, если бы остался жив глубоко всеми нами уважаемый и почитаемый Василий Сергеевич Ощепков, в каком направлении он бы работал. В основном он работал по дзюу-до ( как в те времена называли дзюдо). Понятно, что он тогда уже увидел недостатки этого японского национального вида борьбы, пытался что-то изменить, перенося дзюдо на нашу национальную почву, во многом отошел от японских правил дзюдо, а затем частично отказался и от японской терминологии, но до конца сказать во что бы это "вылилось", заранее нельзя.

Мы считаем, что именно благодаря А.А.Харлампиеву появилась та нынешняя многонациональная борьба самбо, которую мы все знаем.

Виктор Афанасьевич Спиридонов в основном работал в области чисто прикладного боевого раздела именно в "Динамо", а также для школ НКВД. В основном это было, оторванное от атлетизма и спорта, больше механическое соединение приемов и элементов японского джиу-джитсу, английского бокса и других систем в единую боевую систему для сотрудников силовых структур. Это было еще одной из попыток в области построения системы самозащиты.

Помимо Спиридонова такие попытки предпринимали и другие авторы и энтузиасты (возможно также по заказу силовых структур), например, Нил Ознобишин, у которого вышла, по-своему, удачная книга "Искусство рукопашного боя", не потерявшая своей значимости и интереса даже сейчас, в настоящее время. Разные люди ( переводчики, аналитики, практики) пытались работать над созданием боевой системы, системы самозащиты и делали это по-своему, в силу своей подготовки, компетентности и таланта.

Но настоящая фундаментальная система появилась в результате работы А.А.Харлампиева и этому есть достоверные доказательства.

Так же, как в периодической таблице Менделеева были и есть пустые места, которые которые стали заполняться вновь открываемыми элементами, так же и в системе, разработанной А.А.Харлампиевым, эти места можно занимать новыми приемами, новыми элементами. Эти уникальные разработки остались и после его ухода из жизни, и даже сейчас они готовы к развитию. Можно продолжать его дело, пользуясь этими разработками, этими таблицами, которые благодаря ему и появились на свет.
Матрица Харлампиева даже сейчас является эффективным инструментом создания новых видов спортивных единоборств (в том числе конкретно - боевого самбо) и научного анализа существующих видов.

Как спортсмен, педагог, методист он создал совершенно новую систему борьбы, которая, еще в доперестроечное время и в рамках того времени, позволила объединить в себе изучение спортивной и боевой ( во многом еще не совершенной и усеченной) техники.

 

Новейшая история
    
В силу политических причин до начала 90-х годов становление боевого самбо происходило в двух направлениях: первое - открытое, молодежно-спортивное, которое известно как борьба самбо, и второе- закрытое (секретное оружие, которое никто не видит)- боевое самбо. Соревнования по закрытому разделу в основном носили характер тестовых упражнений - реализация отдельных элементов на несопротивляющемся "противнике". При этом постоянно существовало стремление проведения соревнований, наиболее приближенных к реальной, боевой обстановке - к драке на улице, силовой операции по задержанию преступников или реальному бою.
В начале 90-х годов, действуя в интересах нашей Родины, мы (офицеры, патриоты России, а также ученики А.А.Харлампиева) начали добиваться рассекречивания боевого самбо и уже в 1991 году издали книгу с символическим названием "Боевое самбо для всех", которая за год разлетелась по стране тиражом более 1 миллиона экземпляров, а затем в 1993 году двухтомник "Энциклопедия боевого самбо", где впервые были опубликованы пока еще не совершенные правила соревнований по боевому самбо. Это послужило к повсеместному открытию школ и клубов боевого самбо по всей России.

Таким образом в 90-е годы, изменение политической ситуации дало возможность боевому самбо обрести новое дыхание, практически выйти из "подполья".

В 1994 году силами Клуба боевого самбо России были проведены поединки Международного турнира по боевому самбо в рамках Кубка Мира по борьбе самбо в Академии самбо г.Кстово, где впервые международная спортивная общественность увидела боевое самбо в спортивном поединке. В этом же году Клубом боевого самбо России совместно с харьковским клубом джиу-джитсу "Клан Минамото" был проведен Международный турнир по боевому самбо "Честь воина" в г.Харькове (Украина).

В 1995 году в московском цирке на проспекте Вернадского ( в то время - Ленинские Горы) Клуб боевого самбо России и Ассоциация каскадеров России провели Чемпионат Евразии по боевому самбо и этом же году - Чемпионат Мира на Малой спортивной арене в Лужниках. Чемпионы этих соревнований получали два пояса : по боевому самбо и по "боям без правил". Это было первыми шагами боевого самбо в спортивном поединке и, таким образом, боевое самбо явилось русской версией "боев без правил", русской версией смешанного универсального поединка.

За последние 20 лет из некогда секретного оружия, испытанного в мировых войнах, локальных конфликтах и повседневной борьбе с преступностью, мы создали и продолжаем совершенствовать доступную, но не потерявшую уникальности систему подготовки универсального бойца, основанную на российском боевом духе и национальном самосознании. Федерацией боевого самбо России стали открыто проводиться соревнования по боевому самбо самого высокого ранга, в том числе и профессиональные, на различных площадках: на борцовском ковре, на татами, на боксерском ринге, в сетке для смешанных поединков, демонстрирующие универсальную ударную технику, искрометные броски, филигранные болевые и удушающие приемы - благородное искусство самозащиты.

Настоящее время

В настоящее время мы продолжаем дело А.А.Харлампиева, его предшественников и последователей на новом витке развития и в духе нового времени.
Общероссийская общественная организация "Федерация боевого самбо России" (ФБСР) создана в 2001 году представителями 67 регионов и зарегистрирована Министерством юстиции РФ (св. N 4110 от 17.01.2002) с целью развития, пропаганды и популяризации боевого самбо в России и мире. Основными задачами Федерации являются повышение роли физической культуры в жизни общества и всестороннее, гармоничное развитие личности, укрепление позиций и повышение престижа Российского вида спорта на международной арене, воспитание у подрастающего поколения уважения к отечественной культуре и преданности Родине. Федерацией ведется научно-практическая работа по теории, методике и применению боевого самбо, его развитию, как комплексного и универсального вида спорта, а не дисциплине при борьбе самбо, как это понимают представители Всероссийской федерации самбо (ВФС). Опубликовано более 70 научных работ, разработаны уникальные тренажеры, получены патенты по ряду изобретений.

Общественный интерес к школам боевого самбо давно уже вышел за рамки физической подготовки спортсменов. Основываясь на общечеловеческих, духовных, нравственных ценностях, мощнейшем военно-историческом опыте, тренеры Федерации стремятся донести эти идеи до каждого человека, возложив на себя великую миссию служения Родине.

Мы уверены, что боевое самбо - вид спорта близкий по духу и идеологии большинству россиян, являющийся одной из основ консолидации общества.

Российский массовый национальный вид спорта, основанный на российском боевом духе и национальном самосознании, позволяющий побеждать на чемпионатах по самым престижным версиям "Боев без правил", способствующий физическому и духовному развитию современной молодежи смело шагнул по планете.

Многие профессиональные бойцы известных версий смешанных полноконтактных единоборств получили подготовку в школах и клубах боевого самбо ФБСР.
В настоящее время большинство победителей различных версий смешанных единоборств являются воспитанниками ФБСР и даже "штурмуют" одну из самых престижных американских версий UFC, а на Украине, в Таджикистане, во Франции боевое самбо версии ФБСР официально признано полноправным государственным видом спорта, а не дисциплиной при борьбе самбо.


Основные положения идеологической, воспитательной и психологической концепции по боевому самбо ФБСР.

Психологическая подготовка - формирование психологии (личности) победителя с детского возраста с целью формирования мышления единоборца-универсала, для того, чтобы участник соревнований по боевому самбо мыслил категориями универсального гармоничного поединка, а не категориями механического соединения "борьбы и бокса", удар и бросок для единоборца-универсала является зачастую промежуточным средством достижения досрочной победы. Удар в универсальном поединке боевого самбо получает, помимо приведения соперника в положение небоеспособности и являясь таким образом самостоятельным средством достижения досрочной победы, дополнительную функцию подготовительного действия для рационального входа в зону ближнего боя, а затем последующего удержания инициативы и развития успеха нападения, а также обеспечения преследования броском, болевым(удушающим) приемом(приемами) или ударом(ударами) в положении поединка лежа.

На всех уровнях подготовки:

1. Психологическая подготовка:
"Формирование психологии бойца-победителя строится на основе различных наиболее эффективных и рациональных психологических подходов и традиций народов мира (как востока, так и запада), а также на основе изучения боевых традиций нашей страны: подвигов легендарных русских богатырей, Великих Воинов начиная с героического эпоса, героических былин: об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Евпатии Коловрате; исторических экскурсов о Дмитрии Донском, воинах-монахах Пересвете и Ослябя, о Ермаке и других знаменитых казаках; о великих Александре Невском и полководце, не знавшем поражений и отступлений, Александре Суворове; знаменитых адмиралах Ушакове и Нахимове; о Минине и Пожарском; о героях Отечественной войны 1812 года, героях Великой Отечественной Войны, Героях Советского Союза и Героях России нашего времени - бойцов отрядов специального назначения "Альфа", "Вымпел", "Русь" и других подразделений силовых структур России. В основу легли русский дух, сила воли, мужество, решительность, стойкость, бескорыстная любовь к Родине и своему народу славных воинов - Великих Богатырей, сумевших отстоять и разбить врага в сложное и трудное военное время, где нередко бойцы отдавали свои жизни за Победу, Веру и Отечество".
А также проявления уважения и почитания выдающимся "звездам" - мастерам боевого самбо и смешанных единоборств, внесших огромный вклад в историю возникновения и развития отечественного боевого искусства: Олегу Тактарову, Магометхану Гамзатханову, Михаилу Илюхину, Игорю Зиновьеву, Игорю Вовчанчину, Максиму Тарасову, Андрею Семенову, Алексею Веселовзорову, Сергею Балю, Омару Сулоеву, Федору Емельяненко, Олегу Захарову, Михаилу Бакину, Роману Дрожжину, Алексею Олейнику, Дмитрию Христюку, Андрею Рудакову, Шамилю Завурову, Александру Шлеменко, Магомеду Султанахмедову, Рустаму Хабилову, Хабибу Нурмагомедову и другим.

2. Специальная физическая подготовка:
Строится на основе специальных подводящих упражнений с акцентом на кратковременную работу взрывного характера, скоростно-силового характера, что необходимо для проведения подготовительных действий с помощью специальных подготовок до соприкосновения с противником, с помощью коротких одновременных действий, комбинаций, а не с помощью подготовок длительного воздействия, что характерно для спортивной борьбы самбо (и в чем проявляется характерное отличие динамики универсального смешанного поединка от обычной борьбы).

3. Техника болевых и удушающих приемов:
Помимо традиционной техники, техника поединка лежа является акцентированной на взаимных переходах при атаках болевыми приемами на руки и на ноги в комбинациях с удушениями и ударами в положении поединка лежа.
Таким образом в боевом самбо проявляется специфика гармоничного взаимодействия атакующими комбинациями и связками болевых приемов на руки, на ноги, атакующими переходами с рук на ноги и с ног на руки вместе с угрозой и преследованием удушениями и ударами.

4. Основные базовые принципы прикладного раздела боевого самбо (необходимого для специальной прикладной подготовки контингентов силовых структур, а также для тренировки навыков бытовой самообороны).

"Мы без забрала в бой выходим, мы должны явить забаву БОГАТЫРСКУЮ страны!"
(из гимна боевого самбо).


Аргументация рациональности и прогрессивности основных положений правил соревнований по боевому самбо версии ФБСР.

1. Досрочная" победа

"Чистая" победа. Терминологически - не "чистая" победа (как будто есть еще и "грязная" победа), а "досрочная" победа!
В поединке, приближенном к реальному (а не в борцовской схватке), бросок из стойки на спину не имеет того эффекта, как в борцовской схватке: если борцы дают "чистую" победу за бросок на спину из стойки и гипотетически (теоретически) считают, что могли бы победить, завершить поединок ударом, то в действительном поединке (универсального, смешанного, комплексного характера) мы и должны это доказать реально ( применяя удары, болевые и удушающие приемы), а не гипотетически (теоретически), исходя из соображений реальности и объективности понимая, что при броске на спину из стойки упавший может довольно успешно защищаться всеми четырьмя конечностями от преследования ударами, болевыми и удушающими приемами (если, конечно, нет "нокаута" - положения небоеспособности в результате такого броска из стойки). Таким образом, по сути, для поединка более эффективным является бросок не на спину, как в борьбе, а на, к примеру, грудь или живот, т.к. защищаться от преследования ударами, болевыми или удушающими приемами лежащему на животе спортсмену намного сложнее (ограничена маневренность, мало степеней свободы, отсутствие конечностей за спиной, ограничена зона обзора), чем лежащему на спине!

А все эти разговоры про броски, проведенные в реальных условиях, например, на полу, асфальте или земле и имеющие якобы огромную эффективность во-многом притянуты "за уши", имеют гипотетический характер, как будто так много таких "страшных" бросков проводится в условиях поединка приближенного к реальному и с полным сопротивлением противника, когда тот может применять весь диапазон ударных воздействий. Все это возможно только в единичных случаях, во-многом является одним из мифов, за которые "держатся" сторонники догматического подхода, тормозящего прогресс и является зачастую, за некоторым исключением, просто обманом для несведущих и непрофессионалов.

Видный американский ученый Макс Глюкманн: "Наука - это любая дисциплина, в которой дураки одного поколения могут пойти дальше той точки, которой достигли гении предыдущего поколения".

Поэтому не будем догматиками и "слепо" переносить систему оценок из борьбы самбо в поединок боевого самбо, оценка бросков ("борцовская") в зависимости от того, на какую часть тела упал соперник для поединка смешанного, универсального характера, является не правильной, не объективной и не рациональной, а просто догматической!

Если принять эти соображения к сведению и проникнуться этой аргументацией, то и судейство соревнований получается более рациональное, "легкое", более свободное от несправедливой (необъективной) возможности судейства, от возможности "засуживания", необъективности и, зачастую, поиска "лазеек" в правилах, что наблюдается сплошь и рядом в судействе борцовских схваток.

Таким образом, мы почти совсем "отсекаем" возможность "засуживания" и необъективности в результате того, что теперь не надо следить на какую часть тела упал соперник, и это логически оправдано и аргументировано! Это понятно всем: судьям, спортсменам-участникам поединка, тренерам и зрителям!

2. "Один балл"
Один балл дается за бросок с падением при условии доминирования, т.е. остаться сверху и, по-возможности, продолжать преследование удержанием, болевым, удушающим приемом или ударом(ударами). Это оправдано и аргументировано именно для поединка, а не для борцовской схватки. Если в борцовской схватке мы должны "показать технику", пусть даже формальное проведение броска с падением, то в случае поединка, мы должны не "показать технику", а провести бросок, являющийся промежуточным действием(средством) для осуществления основной цели поединка - досрочной победы!

3. "Активность"
И если мы провели бросок формально, т.е. остались внизу, да еще под ударами соперника, или преследуемы им, то в этом случае за такой "бросок" мы не получаем никакой оценки, или получаем только "активность".
"Активность" участник получает также за проведение удержания в течении 10 сек., угрозы достижения досрочной победы реальной попыткой проведения болевого или удушающего приема в течении 30 сек., а также проведения серии ударов в течении 3-5-10 сек.( для опытного судьи это всегда очевидно).

4. К вопросу об оценке ударов.
В отличие от рукопашного боя и других подобных родственных видов единоборств, в боевом самбо удар оценивается только эффективный, т.е. оценивается удар, в результате которого соперник теряет равновесие (падает) и переходит из положения стоя в положение лежа, или попападает в положение небоеспособности.

В боевом самбо в корне меняется сам подход к поединку: здесь нет возможности "попрыгать" на дальней дистанции, набирая очки, как это сплошь и рядом в рукопашном бое, здесь обязательно и необходимо обострять ситуацию, т.е. обязательно входить в зону ближнего боя зачастую с ударом или серией ударов, применяя быструю атаку или быстрое "взбалтывание" ( выведение из равновесия броском или ударом), а затем гармонично преследовать ударом или серией добивающих ударов или атакуя болевыми (удушающими) приемами в положении лежа.

В результате такого подхода мы сводим к минимуму разногласия по судейству,
сводим к минимуму возможность "засуживания" даже в случае излишне эмоциональных и необъективных судей, а также делаем судейство наиболее открытым, "простым", рациональным, объективным и понятным для спортсменов, судей и зрителей.

В результате такого подхода мы приближаем спортивный поединок к поединку реальному и профессиональному, только соблюдая спортивную этику.
Этот подход к оценке ударов является для нас принципиальным и фундаментальным!
(на основании 20-ти летнего опыта соревнований самого различного уровня, объективной научной аргументации и отшлифованным в течение 20-ти летнего периода развития и становления боевого самбо).

Таким образом мы (Федерация боевого самбо России и Всемирная федерация боевого самбо) идем "в ногу со временем", в духе общемировых тенденций в области не только боевых единоборств, но и систем самозащиты, постоянно изучая все новое и постоянно совершенствуясь в этой области мировой культуры, используя научный подход, свободный от догматики и консерватизма, двигаясь навстречу прогрессу и совершенству.

Мы убеждены, что борьба самбо является только частью системы боевого самбо, и поэтому развиваем боевое самбо как самодостаточный и самостоятельный отечественный вид спорта.

Мы по праву гордимся, что боевое самбо - это не только международно признанный вид спорта, созданный в России, но и лучшие достижения мировой культуры в области единоборств, самозащиты, боевых искусств. Это наиболее эффективный вид подготовки к военной и правоохранительной деятельности в современных условиях.
Боевое самбо необходимо и доступно всем и каждому независимо от пола и возраста! Боевое самбо - это спорт сильных и мужественных людей, готовых всегда прийти на помощь, защитить себя и своих близких.

Об истории создания боевого самбо, создании Федерации боевого самбо России и развитии этого нового отечественного вида спорта в 2003 году мы написали письмо нашему Президенту - Владимиру Владимировичу Путину от 26.12.2003 г. "О перспективах развития боевого самбо в России" (http://viperson.ru/wind.php?ID=505603&soch=1) и много других писем и статей, например, письмо Председателю Совета Федерации, Федерального Собрания РФ Сергею Михайловичу Миронову от 20.04.2008 г. Исх. N 223/1 "О развитии боевого самбо в Российской Федерации" (http://viperson.ru/wind.php?ID=550409&soch=1) и получили их поддержку.

Добро пожаловать в мир боевого самбо Федерации боевого самбо России!
Это спорт и здоровье, самозащита и профессионализм, культура и искусство, приобщение к духу борьбы и боя, благородному духу воина, бойца и защитника!
Это ярко и интересно, это зрелищно и благородно, это наша Отечественная культура, это наша Российская история, это честь, достоинство и слава государства Российского!

ФБСР 27.04.2012

                                                       





Содержание ресурса