Александр Анатольевич Харлампиев.
Защита и нападение в России в первой трети ХХ века.
Российский национальный вид спорта - борьба самбо.

Боевое искусство, игровая борьба, так же как и песни, танцы и другие народные традиции, относится к народному творчеству, которое, совершенствуясь, передавалось из поколения в поколение.
Конечно, ни о каком народном творчестве не думали мальчишки когда они, катаясь в пыли, дрались или, подражая взрослым, боролись. Подрастая и становясь мужчинами, они узнавали у своих отцов секреты и отшлифованные веками правила народной борьбы, приемы бытовой самозащиты и боевого искусства.
И это происходило во всем мире и во все времена, в том числе и в России.
В самом начале ХХ века российские мальчишки все также поднимали пыль, но подражали они ставшей весьма популярной в то время французской борьбе, которую они видели во время гастролей заезжего цирка.
В это же время буквально расхватывались с книжных прилавков вышедшие в 1908-1910 годах переводы на русский язык руководств Ирвина Ганкока, уроков Кара Ашикага и публикации отечественных авторов, представлявших собой компиляции из появлявшихся «наставлений» по джиу-джитсу.
Попутно нужно отметить, что у этого «изящного, благородного, совершенного, превосходящего все другие способы борьбы» и широко разрекламированном джиу-джитсу в первой трети ХХ века не было единого написания и оно называлось в изданиях на русском языке то «жиу-житсу», то «джю-джицу», «дзиу-дзитсу» и т.п.
Развитие защиты и нападения в России шло своими своеобразными и отличными от других стран путями. Специфика развития заключалась хотя бы в том, что за рубежом не существовало таких организаций, как «Всевобуч» и отсутствовала сдача норм для получения значка «Готов к труду и обороне».
В России с начала прошлого века стали появляться ведомственные комплексы защиты и нападения, в основе которых лежала компиляция различных технических действий, заимствованных в основном из джиу-джитсу. Список авторов отечественных ведомственных комплексов приведен в таблице 1.
Таблица 1
Год |
Автор пособия (руководства) |
Название пособия (руководства) |
Содержание |
1909 |
А. Деметр |
«33 боевых приема нападения, обороны и обезоруживания по японской системе жиу-житсу» для чинов полиции. |
Комплекс из 33-х приемов джиу-джитсу для самостоятельного изучения. |
1915 |
И. Лебедев |
«Самооборона и арест» для использования околоточными надзирателями и городовыми полиции. |
Комплекс из 30-ти приемов джиу-джитсу и французской борьбы. |
1928 |
И. Солоневич |
«Самооборона и нападение без оружия» для сотрудников НКВД |
Комплекс из приемов бокса, борьбы, джиу-джитсу |
1930 |
Н. Ознобишин |
«Искусство рукопашного боя» для сотрудников НКВД |
Ножные и кулачные удары, приемы вольной борьбы, джиу-джитсу. |
1927
1928
1933 |
В.Спиридонов |
« Руководство самозащиты без оружия по системе джиу-джитсу»
«Самозащита без оружия»
«Самозащита без оружия»
В ПСО «Динамо» (структура НКВД) |
В основе руководств изложение технических действий «по системе джиу-джитсу». |
1940 |
В. Волков |
«Курс самозащиты без оружия. «Самбо» для сотрудников НКВД |
Пособие основано на компиляции работ Ознобишина, Спиридонова, Ощепкова. |
Завершается таблица работой В. Волков «Курс самозащиты без оружия. «Самбо»», написанной после 1938 года, когда вышел Приказ ВКФКиС «Оразвитии борьбы вольного стиля». Автор, говоря о динамовских самбистах и о динамовской самозащите, на стр. 26 пишет: «Нельзя обойти молчанием о существующей в Советском Союзе среди спортивных добровольных обществ борьбе вольным стилем… Несмотря на отдельные недостатка, изучать и уметь бороться вольным стилем для каждого самбиста не только желательно, но и обязательно…»
Особняком стоит работа В. Короновского и М. Яковлева «Защита и нападение» (1925 г.), в которой применительно к программе массовой физической культуры приводится комплекс видов спорта: французская борьба, английский бокс, фехтование и стрельба, которые авторы считают необходимым при изучении защиты и нападения.
Пособия и руководства, приведенные в Таблице 1, естественно предназначались для узкого круга сотрудников органов охраны правопорядка.
Доступ к изучению приемов защиты и нападения для широких слоев населения в России после Октябрьской революции осуществлялся сначала во Всевобуче, в РККА и под руководством Всесоюзного спорткомитета. Нормы ГТО и программы обучения населения защите и нападению приведены в таблице 2.
Таблица 2
Программы обучения населения защите и нападению. Нормы ГТО.
Год |
Организация (ведомство) |
Содержание |
1919 |
Всевобуч
(Всеобщее военное обучение граждан) |
В программу обучения вошли: «… борьба, бокс, приемы упражнений самозащиты, сопротивления; |
1925 |
Рабоче-Крестьянская Красная армия |
В физическую подготовку военнослужащих и допризывной молодежи входили: «способы защиты и нападения без оружия (французская борьба, бокс, джиу-джитсу)». |
1931 |
Всесоюзный Совет Физической культуры. Нормы «ГТО» (готов к труду и обороне) |
Предложение по приближению физкультурного движения СССР к нуждам обороны страны: «ввести в комплекс защиты и нападения (борьба, бокс): приемы обезоруживания, борьбы невооруженного против вооруженного различным оружием и т.д.» |
1933 |
Всесоюзный Совет Физической культуры. Комплекс и нормы «ГТО» 1 и 2 ступени |
«Дзю-до предусматривает законченный комплекс приемов самозащиты против различных моментов нападения, будь это борьба невооруженных, бой невооруженного против вооруженного или бой вооруженных противников». « В испытание… включаются только основные приемы, предусматривающие исключительно стандартные моменты нападения». |
1933 |
ЦС ПСО «Динамо»
Комплекс ГТО 2-й ступени для динамовских организаций». |
«Прохождение 20-ти часовой программы САМ, установленной в организациях «Динамо» или один из видов самозащиты (БОРЬБА, БОКС, фехтование на штыках или рубка». |
1934 |
Государственный центральный институт физической культуры
Комплекс приемов рукопашного боя дзюу-до для студентов инфизкульта. |
Приемы прикладной дзюу-до, вошедших в комплекс норм ГТО 2-й ступени, изложенные в конспекте преподавателя В. Ощепкова «Дзюу-до». |
1935 |
Рабоче-Крестьянская Красная армия |
Применение норм по самозащите по одному из следующих видов:
«1).борьба французская,
2).бокс английский,
3). дзюу-до,
4).фехтование на штыке или эспадроне,
5).Рубка». |
1939 |
Всесоюзный Комитет по делам Физической культуры и спорта
Программа по борьбе вольного стиля для институтов физической культуры |
40-часовая программа подготовки преподавателя-методиста по борьбе вольного стиля в объеме требований ГТО II ступени (16 спорт. приемов;
13 «военно-прикладных»). |
1940 |
Красная Армия
Нормы и требования по ГТО 1-й и 2-й ступени. |
«4.Бокс.
5.Борьба.
6 «Борьба вольного стиля» - «приемы боя невооруженного с вооруженным».
7.Национальные виды спортивной борьбы.» |
В Таблице 2 обращает на себя внимание смена названия «джиу-джитсу» на «дзюу-до», произошедшее в 1933 году. Это соответствует предпринятым по этому поводу Д. Кано именно в это время мероприятиям, названию и содержанию конспекта по рукопашному бою В. Ощепкова «Дзюу-до» и определением в комплексе и нормах «ГТО» 1933 года: «дзюу-до предусматривает законченный комплекс приемов самозащиты».
«В 1937 г. число значкистов всех трех ступеней достигло 5 млн. 711 тыс. человек» - написано в учебнике «История физической культуры и спорта» («ФиС», Москва, 1983). Реально же изучение и сдача норм ГТО многомиллионной армией значкистов по комплексу приемов джиу-джитсу (дзюу-до) не могла быть выполнена при полном отсутствии пособий и необходимого количества должным образом подготовленных инструкторов.
Да и как миллионы трудящихся могли подготавливаться к сдаче норм ГТО по джиу-джитсу или дзюу-до, когда эти японские виды в СССР не имели в то время массового развития. Только в московском институте физкультуры под руководством единственного в Советском Союзе обладателя 2 дана В. Ощепкова преподавалось спортивное и прикладное дзюу-до.
Ощепков в своей практической деятельности использовал «первоисточники дальнейшего развития дзюу-до в Японии» и оставался приверженцем школы Дзигаро Кано, который был для него «руководителем и проводником новых идей».
В. Ощепков уделял много внимания и времени освещению истории японских «систем рукопашного боя» и борьбы.
На многочисленных фотографиях можно видеть, как В. Ощепков демонстрирует проведение приемов спортивной дзюу-до без обуви и в дзюдоге, но он же, одновременно с этим сетует на то, что включение приемов самозащиты в нормы ГТО «заставляет всю учебную работу по дзюу-до в ГЦИФК подчинить исключительно комплексу, а спортивную работу перенести на внешкольное время».
Кроме отсутствия татами, дзюдог и пособий, В. Ощепков отмечал и то, что «окончившие институт в большинстве своем работу по дзю-до прекращают».
Один из дальнейших путей развития во всем мире своей школы Д.Кано видел в переименовании джиу-джитсу в дзюу-до. Помимо этого, в результате его поездок за границу явилось создание в середине 30-х годов прошлого века Европейского союза по дзюу-до и проведение первых европейских соревнований на звание чемпиона Европы.
Д. Кано не мог не знать о правилах Европейского союза, в которых:
-фигурировал ковер (мат);
-при борьбе лежа в одном и том же положении, «судья подает команду «сменить прием»», а в случае отсутствия изменения положения «дает тянуть жребий и заставляет продолжать соревнование в положении стоя»;
-наличие 3-х схваток с 2-мя перерывами в 1 минуту, а при ничье в финале- дополнительная схватка в 5 минут;
-распределение участников соревнований, проводимых Европейским союзом дзюу-до на 5 весовых категорий;
-проведение приемов оценивается в «очках»
и еще ряд других, отличных от «канонического» дзюдо позиций.
Таким образом, если говорить о «дзю-до» как виде спорта, то надо учитывать, что этот вид японского единоборства в 30-х годах ХХ века как в самой Японии, так и в других странах мира, значительно отличался от того, каким оно стало к 1949,1964 гг. и к началу ХХI века.
Об опыте зарубежного культивирования джиу-джитсу и дзюу-до и их вариантов прекрасно знали в Научно-методическом кабинете ЦНИИФК (Центральный научно-исследовательский институт физической культуры) и оперативно знакомили с переводами из зарубежных источников преподавателей кафедры защиты и нападения московского института физкультуры.
В 1933 году были опубликованы утвержденные Всесоюзным Советом физической культуры правила соревнований «Бокс. Поднимание штанги. Борьба. Дзюу=до» (ОГИЗ-«Физкультура и туризм», М.-Л., 1933). Правила были разработаны «бригадой в составе: Ощепков, Рубанчик, Денисов, Пустовалов, Непомнящий» и утверждены научно-методическим комитетом ВСФК.
За исключением названия «дзюу-до» и термина «гяку», который даже не поясняется, что это болевой прием, в «Правилах» нет более никаких упоминаний о японском национальном единоборстве.
Данными правилами разрешалось применять любые броски и «приемы финско-французской, вольно-американской, швейцарской и кавказской борьбы», но, несмотря на это, за борьбой было закреплено название «дзюу-до».
Эти первые официальные правила по борьбе вольного стиля в одежде без какой-либо натяжки можно назвать «экспериментальными», так как не существовало не только методических пособий по какому-либо стилю вольной борьбы, но и должным образом подготовленного тренерско-преподавательского состава. Культивирование вольной борьбы в одежде под названием «дзюу-до» не было массовым явлением и осуществлялось преимущественно в Москве.
В 1935 г. были организованы и проведены 1-е общемосковские открытые личные соревнования по борьбе вольного стиля, продолжавшей носить название «дзюу-до». В них приняли участие 23 спортсмена, которые соревновались в спортивной одежде и обуви на мягком ковре, т.е. по приведенным выше правилам 1933 года.
Культивирование спортивной борьбы дзюу-до, которая так и не успела обосноваться в России и приобрести массовый характер, с конца 40-х годов на четверть века было прекращено.
Если В. Ощепков не смешивал понятия рукопашного боя и спортивной борьбы, то не будем делать это и мы.
Действительно, боевое искусство и игровая борьба, несмотря на внешнюю схожесть ряда технических действий, не являются идентичными понятиями. Во-первых, перед боевыми приемами ставятся иные цели и задачи, нежели перед применяемыми в игровой борьбе, Во-вторых, психологическая подготовка игрового единоборца, естественно, отличается от подготовки бойца для экстремальной ситуации. Боец должен быть подготовлен ко всему, но, вполне естественно, что психологический настрой и применение приемов для отпора разбуянившегося пьянчужки должен отличаться от настроя, необходимого для уничтожения преступника или врага, посягающего на жизнь. И, наконец, в отношении игровой борьбы (народной или спортивной), приемы должны быть безопасны.
Не вызывает также сомнения в том, что изучение оборонных приемов (таких, например, как комплекс ГТО) реально только на базе освоения техники приемов борьбы, культивируемой в массовом порядке в масштабе всей страны.
В 30-х годах попытка это сделать в СССР на основе дзюу-до не увенчалась успехом. Недаром не только японцы, но и Ощепков выражали явную озабоченность тем, что для дзюу-до в Европе и Америке растут серьезные конкуренты в виде любительской и профессиональной американской борьбы вольного стиля, причем последняя включает в себя «все приемы дзюу-до, начиная с бросков и кончая всеми болевыми захватами».
Такое же беспокойство в отношении еще одного нового конкурента – борьбы самбо высказывали … отечественные оппоненты, неоднократно предпринимавшие попытки прекратить культивирование этого вида спорта, получившего юридическое оформление в 1938 году в виде приказа ВКФКиС при СМ СССР «О развитии борьбы вольного стиля» и международное признание в 1966 году.
Попытки остановить развитие спортивной борьбы самбо потерпели неудачу, а вот тормозить развитие - удавалось. Так, со «дня рождения борьбы самбо прошло почти три десятилетия до ее международного признания и 65 лет до того весеннего дня, когда Госкомспорт наконец решился произведение нашей отечественной многонациональной культуры признать в 2003 году российским национальным видом спорта.
В связи с этим, оппонентам пришлось сменить тактику и преподносить домыслы о трансформации японского дзюдо в отечественное единоборство. Есть у них и еще более простой вариант – «дзюдо переименовали в самбо».
Вот только несколько доводов в противовес подобной демагогии.
Во-первых, официальные правила по борьбе вольного стиля в одежде – борьбе самбо в СССР появились ранее проведения по единым правилам Всеяпонских соревнований 1949 года по дзюдо.
Во-вторых, появление в «каноническом» дзюдо с 1964 года четырех и далее большего количества весовых категорий и совсем недавно – разноцветных кимоно.
В-третьих, международное признание FILA ( международная федерация любительской борьбы).
Все это как-то не вяжется с «заимствованием» и «переименованием».
Самый же убедительный довод прозвучал из уст руководителя одной из японских школ дзюдо: «Самбо мы изучаем, чтобы лучше бороться по дзюдо. Вот зачем нам самбо. Спасибо вам за науку! А самбо будет развиваться в Японии. Я в этом уверен!» ( А.Астахов «Зачем японцам самбо», журнал «Самбо России» №1-2, 2000г.).
Анатолий Харлампиев в начале 20-х годов собирал, классифицировал и систематизировал игры, в которые органично входили и народные виды борьбы. С 1934 года он описывает, классифицирует и систематизирует спортивные и боевые приемы.
После проведения в качестве старшего тренера 1-го Всесоюзного тренерского сбора по борьбе вольного стиля в 1938 году, он доложил итоги своей работы во время последовавшей 1-й научно-методической конференции, выступив с докладами об основах, систематике и терминологии элементов советской борьбы вольного стиля.
В ходе конференции за А.А.Харлампиевым было зафиксировано авторство систематики и терминологии спортивной борьбы, за которой с послевоенных лет закрепилось название борьба самбо.
Необходимо отметить, что до 1938 года никто никому и никогда не препятствовал в проведении конференций и сборов в области ведомственной самозащиты или какой-либо спортивной борьбы, но ни Ощепков, ни Спиридонов, ни кто-либо другой, не только не проводили мероприятий подобного содержания и такого масштаба, но даже не планировали их.
А вот главный докладчик на научно-методической конференции Анатолий Аркадьевич Харлампиев и исключительно он за несколько предвоенных и более 20-ти лет после окончания Великой Отечественной войны систематически проводит учебно-методические и тренерские сборы Всесоюзного уровня, общее количество которых составляет несколько десятков.
Я уже говорил о выше бездоказательных и демагогических утверждениях о некоемом «переименовании» дзюдо. Еще одним доказательством беспочвенности этого является стенограмма конференции 1938 года, из которой следует, что никакого переименования «борьбы вольного стиля «дзюу-до» в «советскую борьбу вольного стиля» не только не происходило, да даже вопрос такой вообще не поднимался, а отсутствие докладов и сообщений о борьбе «вольного стиля в одежде дзю-до» не только не вызвало удивленных вопросов и протестов, но и было участниками принято как само собой разумеющееся.
Вольная борьба в одежде уже была оформлена правилами в 1933 году, но она отнюдь не являла собой японское национальное единоборство.
В ходе тренерского сбора и последующей конференции их участники убедились, что национальные виды борьбы народов СССР и мира представляют много больше для развития борьбы вольного стиля, нежели продолжение чисто автоматического употребления названия «дзюу-до».
Не окрашивая отдельные технические действия конкретным национальным колоритом, а опираясь, в частности, на законы биомеханики, спортивная многонациональная не давала преимуществ какой-либо народной борьбе, как СССР, так и мира.
И подобное явление было первым в истории спорта.
Параллельно со становлением и развитием отечественной спортивной борьбы, явившейся основой для прикладной ее стороны, формировалась и система САМозащиты и спортивной БОрьбы – СИСТЕМА САМБО.
|