Федерация боевого самбо России
Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация
Russian combat sambo federation
на главную карта сайта e-mail
четверг , 28 марта Главная Архив Пресса Соревнования Боевое самбо Спортсмены Клубы и секции Видео Контакты

Федерация
План соревнований
Тренировочные центры
Школа тренеров
Членские взносы
Видеоматериалы
Фотогалерея
Пресса
Архив








Партнеры

В.В. Волостных версия для печати
[ Пресс-центр /Боевое самбо - история создания]

Александр Анатольевич Харлампиев.


Защита и нападение в России в первой трети ХХ века.
Российский национальный вид спорта - борьба самбо.

Александр Анатольевич Харлампиев


Боевое искусство, игровая борьба, так же как и песни, танцы и другие народные традиции, относится к народному творчеству, которое, совершенствуясь, передавалось из поколения в поколение.
   Конечно, ни о каком народном творчестве не думали мальчишки когда они, катаясь в пыли, дрались или, подражая взрослым, боролись. Подрастая и становясь мужчинами, они узнавали у своих отцов секреты и отшлифованные веками правила народной борьбы, приемы бытовой самозащиты и боевого искусства.
И это происходило во всем мире и во все времена, в том числе и в России.
В самом начале ХХ века российские мальчишки все также поднимали пыль, но подражали они ставшей весьма популярной в то время французской борьбе, которую они видели во время гастролей заезжего цирка.
В это же время буквально расхватывались с книжных прилавков вышедшие в 1908-1910 годах переводы на русский язык руководств Ирвина Ганкока, уроков Кара Ашикага и публикации отечественных авторов, представлявших собой компиляции из появлявшихся «наставлений» по джиу-джитсу.
Попутно нужно отметить, что у этого «изящного, благородного, совершенного, превосходящего все другие способы борьбы» и широко разрекламированном  джиу-джитсу в первой трети ХХ века не было единого написания и оно называлось в изданиях на русском языке то «жиу-житсу», то «джю-джицу», «дзиу-дзитсу» и т.п.
Развитие защиты и нападения в России шло своими своеобразными и отличными от других стран путями. Специфика развития заключалась хотя бы в том, что за рубежом не существовало таких организаций, как «Всевобуч» и отсутствовала сдача норм для получения значка «Готов к труду и обороне».
В России с начала прошлого века стали появляться ведомственные комплексы защиты и нападения, в основе которых лежала компиляция различных технических действий, заимствованных в основном из джиу-джитсу. Список авторов отечественных ведомственных комплексов приведен в таблице 1.
Таблица 1


Год

Автор пособия (руководства)

Название пособия (руководства)

Содержание

1909

А. Деметр

«33 боевых приема нападения, обороны и обезоруживания по японской системе жиу-житсу» для чинов полиции.

Комплекс из 33-х приемов джиу-джитсу для самостоятельного изучения.

1915

И. Лебедев

«Самооборона и арест» для использования околоточными надзирателями и городовыми полиции.

Комплекс из 30-ти приемов джиу-джитсу и французской борьбы.

1928

И. Солоневич

«Самооборона и нападение без оружия» для сотрудников НКВД

Комплекс из приемов бокса, борьбы, джиу-джитсу

1930

Н. Ознобишин

«Искусство рукопашного боя» для сотрудников НКВД

Ножные и кулачные удары, приемы вольной борьбы, джиу-джитсу.

1927

1928
1933

В.Спиридонов

« Руководство самозащиты без оружия по системе джиу-джитсу»
«Самозащита без оружия»
«Самозащита без оружия»
В ПСО «Динамо» (структура НКВД)

В основе руководств изложение технических действий «по системе джиу-джитсу».

1940

В. Волков

«Курс самозащиты без оружия. «Самбо» для сотрудников НКВД

Пособие основано на компиляции работ Ознобишина, Спиридонова, Ощепкова.

Завершается таблица работой В. Волков «Курс самозащиты без оружия. «Самбо»», написанной после 1938 года, когда вышел Приказ ВКФКиС «Оразвитии борьбы вольного стиля». Автор, говоря о динамовских самбистах и о динамовской самозащите, на стр. 26 пишет: «Нельзя обойти молчанием о существующей в Советском Союзе среди спортивных добровольных обществ борьбе вольным стилем… Несмотря на отдельные недостатка, изучать и уметь бороться вольным стилем для каждого самбиста не только желательно, но и обязательно…»
Особняком стоит работа В. Короновского и М. Яковлева «Защита и нападение» (1925 г.), в которой применительно к программе массовой физической культуры приводится комплекс видов спорта: французская борьба, английский бокс, фехтование и стрельба, которые авторы считают необходимым при изучении защиты и нападения.
Пособия и руководства, приведенные в Таблице 1, естественно предназначались для узкого круга сотрудников органов охраны правопорядка.
Доступ к изучению приемов защиты и нападения для широких слоев населения в России после Октябрьской революции осуществлялся сначала во Всевобуче, в РККА и под руководством Всесоюзного спорткомитета. Нормы ГТО и программы обучения населения защите и нападению приведены в таблице 2.
Таблица 2
Программы обучения населения защите и нападению. Нормы ГТО.


Год

Организация (ведомство)

Содержание

1919

Всевобуч
(Всеобщее военное обучение граждан)

В программу обучения вошли: «… борьба, бокс, приемы упражнений самозащиты, сопротивления;

1925

Рабоче-Крестьянская Красная армия

В физическую подготовку военнослужащих и допризывной молодежи входили: «способы защиты и нападения без оружия (французская борьба, бокс, джиу-джитсу)».

1931

Всесоюзный Совет Физической культуры. Нормы «ГТО» (готов к труду и обороне)

Предложение по приближению физкультурного движения СССР к нуждам обороны страны: «ввести в комплекс защиты и нападения (борьба, бокс): приемы обезоруживания, борьбы невооруженного против вооруженного различным оружием и т.д.»

1933

Всесоюзный Совет Физической культуры. Комплекс и нормы «ГТО» 1 и 2 ступени

«Дзю-до предусматривает законченный комплекс приемов самозащиты против различных моментов нападения, будь это борьба невооруженных, бой невооруженного против вооруженного или бой вооруженных противников». « В испытание… включаются только основные приемы, предусматривающие исключительно стандартные моменты нападения».

1933

ЦС ПСО «Динамо»
Комплекс ГТО 2-й ступени для динамовских организаций».

«Прохождение 20-ти часовой программы САМ, установленной в организациях «Динамо» или один из видов самозащиты (БОРЬБА, БОКС, фехтование на штыках или рубка».

1934

Государственный центральный институт физической культуры
Комплекс приемов рукопашного боя дзюу-до для студентов инфизкульта.

Приемы прикладной дзюу-до, вошедших в комплекс норм ГТО 2-й ступени, изложенные в конспекте преподавателя В. Ощепкова «Дзюу-до».

1935

Рабоче-Крестьянская  Красная армия

Применение норм по самозащите по одному из следующих видов:
«1).борьба французская,
  2).бокс английский,
  3). дзюу-до,
  4).фехтование на штыке или эспадроне,
  5).Рубка».

1939

Всесоюзный Комитет по делам Физической культуры и спорта
Программа по борьбе вольного стиля для институтов физической культуры

40-часовая программа подготовки преподавателя-методиста по борьбе вольного стиля в объеме требований ГТО II ступени (16 спорт. приемов;
13 «военно-прикладных»).

1940

Красная Армия
Нормы и требования по ГТО 1-й и 2-й ступени.

«4.Бокс.
  5.Борьба.
  6 «Борьба вольного стиля» - «приемы      боя невооруженного с вооруженным».
  7.Национальные виды спортивной борьбы.»

В Таблице 2 обращает на себя внимание смена названия «джиу-джитсу» на «дзюу-до», произошедшее в 1933 году. Это соответствует предпринятым по этому поводу Д. Кано именно в это время мероприятиям, названию и содержанию конспекта по рукопашному бою В. Ощепкова «Дзюу-до» и определением в комплексе и нормах «ГТО» 1933 года: «дзюу-до предусматривает законченный комплекс приемов самозащиты».
«В 1937 г. число значкистов всех трех ступеней достигло 5 млн. 711 тыс. человек» - написано в учебнике «История физической культуры и спорта» («ФиС», Москва, 1983). Реально же изучение и сдача норм ГТО многомиллионной армией значкистов по комплексу приемов джиу-джитсу (дзюу-до) не могла быть выполнена при полном отсутствии пособий и необходимого количества должным образом подготовленных инструкторов.
Да и как миллионы трудящихся могли подготавливаться к сдаче норм ГТО по джиу-джитсу или дзюу-до, когда эти японские виды в СССР не имели в то время массового развития. Только в московском институте физкультуры под руководством единственного в Советском Союзе обладателя 2 дана В. Ощепкова преподавалось спортивное и прикладное дзюу-до.
Ощепков в своей практической деятельности использовал «первоисточники дальнейшего развития дзюу-до в Японии» и оставался приверженцем школы Дзигаро Кано, который был для него «руководителем и проводником новых идей».
В. Ощепков уделял много внимания и времени освещению истории японских «систем рукопашного боя» и борьбы.
На многочисленных фотографиях можно видеть, как В. Ощепков демонстрирует проведение приемов спортивной дзюу-до без обуви и в дзюдоге, но он же, одновременно с этим сетует на то, что включение приемов самозащиты в нормы ГТО «заставляет всю учебную работу по дзюу-до в ГЦИФК подчинить исключительно комплексу, а спортивную работу перенести на внешкольное время».
Кроме отсутствия татами, дзюдог и пособий, В. Ощепков отмечал и то, что «окончившие институт в большинстве своем работу по дзю-до прекращают».
Один из дальнейших путей развития во всем мире своей школы Д.Кано видел в переименовании джиу-джитсу в дзюу-до. Помимо этого, в результате его поездок за границу явилось создание в середине 30-х годов прошлого века Европейского союза по дзюу-до и проведение первых европейских соревнований на звание чемпиона Европы.
Д. Кано не мог не знать о правилах Европейского союза, в которых:
-фигурировал ковер (мат);
-при борьбе лежа в одном и том же положении, «судья подает команду «сменить прием»», а в случае отсутствия изменения положения «дает тянуть жребий и заставляет продолжать соревнование в положении стоя»;
-наличие 3-х схваток с 2-мя перерывами в 1 минуту, а при ничье в финале- дополнительная схватка в 5 минут;
-распределение участников соревнований, проводимых Европейским союзом дзюу-до на 5 весовых категорий;
-проведение приемов оценивается в «очках»
и еще ряд других, отличных от «канонического»  дзюдо позиций.
Таким образом, если говорить о «дзю-до» как виде спорта, то надо учитывать, что этот вид японского единоборства в 30-х годах ХХ века как в самой Японии, так и в других странах мира, значительно отличался от того, каким оно стало к 1949,1964 гг. и к началу ХХI века.
Об опыте зарубежного культивирования джиу-джитсу и дзюу-до и их вариантов прекрасно знали в Научно-методическом кабинете ЦНИИФК (Центральный научно-исследовательский институт физической культуры) и оперативно знакомили с переводами из зарубежных источников преподавателей кафедры защиты и нападения московского института физкультуры.
В 1933 году были опубликованы утвержденные Всесоюзным Советом физической культуры правила соревнований «Бокс. Поднимание штанги. Борьба. Дзюу=до» (ОГИЗ-«Физкультура и туризм», М.-Л., 1933). Правила были разработаны «бригадой в составе: Ощепков, Рубанчик, Денисов, Пустовалов, Непомнящий» и утверждены научно-методическим комитетом ВСФК.
За исключением названия «дзюу-до» и термина «гяку», который даже не поясняется, что это болевой прием, в «Правилах» нет более никаких упоминаний о японском национальном единоборстве.
Данными правилами разрешалось применять любые броски и «приемы финско-французской, вольно-американской, швейцарской и кавказской борьбы», но, несмотря на это, за борьбой было закреплено название «дзюу-до».
Эти первые официальные правила по борьбе вольного стиля в одежде без какой-либо натяжки можно назвать «экспериментальными», так как не существовало не только методических пособий по какому-либо стилю вольной борьбы, но и должным образом подготовленного тренерско-преподавательского состава. Культивирование вольной борьбы в одежде под названием «дзюу-до» не было массовым явлением и осуществлялось преимущественно в Москве.
В 1935 г. были организованы и проведены 1-е общемосковские открытые личные соревнования по борьбе вольного стиля, продолжавшей носить название «дзюу-до». В них приняли участие 23 спортсмена, которые соревновались в спортивной одежде и обуви на мягком ковре, т.е. по приведенным выше правилам 1933 года.
Культивирование спортивной борьбы дзюу-до, которая так и не успела обосноваться в России и приобрести массовый характер, с конца 40-х годов на четверть века было прекращено.
Если В. Ощепков не смешивал понятия рукопашного боя и спортивной борьбы, то не будем делать это и мы.
Действительно, боевое искусство и игровая борьба, несмотря на внешнюю схожесть ряда технических действий, не являются идентичными понятиями. Во-первых, перед боевыми приемами ставятся иные цели и задачи, нежели перед применяемыми в игровой борьбе, Во-вторых, психологическая подготовка игрового единоборца, естественно, отличается от подготовки бойца для экстремальной ситуации. Боец должен быть подготовлен ко всему, но, вполне естественно, что психологический настрой и применение приемов для отпора разбуянившегося пьянчужки должен отличаться от настроя, необходимого для уничтожения преступника или врага, посягающего на жизнь. И, наконец, в отношении игровой борьбы (народной или спортивной), приемы должны быть безопасны.
Не вызывает также сомнения в том, что изучение оборонных приемов (таких, например, как комплекс ГТО) реально только на базе освоения техники приемов борьбы, культивируемой в массовом порядке в масштабе всей страны.
В 30-х годах попытка это сделать в СССР на основе дзюу-до не увенчалась успехом. Недаром не только японцы, но и Ощепков выражали явную озабоченность тем, что для дзюу-до в Европе и Америке растут серьезные конкуренты в виде любительской и профессиональной американской борьбы вольного стиля, причем последняя включает в себя «все приемы дзюу-до, начиная с бросков и кончая всеми болевыми захватами».
Такое же беспокойство в отношении еще одного нового конкурента – борьбы самбо высказывали … отечественные оппоненты, неоднократно предпринимавшие попытки прекратить культивирование этого вида спорта, получившего юридическое оформление в 1938 году в виде приказа ВКФКиС при СМ СССР «О развитии борьбы вольного стиля» и международное признание в 1966 году.
Попытки остановить развитие спортивной борьбы самбо потерпели неудачу, а вот тормозить развитие - удавалось. Так, со «дня рождения борьбы самбо прошло почти три десятилетия до ее международного признания и 65 лет до того весеннего дня, когда Госкомспорт наконец решился произведение нашей отечественной многонациональной культуры признать в 2003 году российским национальным видом спорта.
В связи с этим, оппонентам пришлось сменить тактику и преподносить домыслы о трансформации японского дзюдо в отечественное единоборство. Есть у них и еще более простой вариант – «дзюдо переименовали в самбо».
Вот только несколько доводов в противовес подобной демагогии.
Во-первых, официальные правила по борьбе вольного стиля в одежде – борьбе самбо в СССР появились ранее проведения по единым правилам Всеяпонских соревнований 1949 года по дзюдо.
Во-вторых, появление в «каноническом» дзюдо с 1964 года четырех и далее большего количества весовых категорий и совсем недавно – разноцветных кимоно.
В-третьих, международное признание FILA ( международная федерация любительской борьбы).
Все это как-то не вяжется с «заимствованием» и «переименованием».
Самый же убедительный довод прозвучал из уст руководителя одной из японских школ дзюдо: «Самбо мы изучаем, чтобы лучше бороться по дзюдо. Вот зачем нам самбо. Спасибо вам за науку! А самбо будет развиваться в Японии. Я в этом уверен!» ( А.Астахов «Зачем японцам самбо», журнал «Самбо России» №1-2, 2000г.).
Анатолий Харлампиев в начале 20-х годов собирал, классифицировал и систематизировал игры, в которые органично входили и народные виды борьбы. С 1934 года он описывает, классифицирует и систематизирует спортивные и боевые приемы.
После проведения в качестве старшего тренера 1-го Всесоюзного тренерского сбора по борьбе вольного стиля в 1938 году, он доложил итоги своей работы во время последовавшей 1-й научно-методической конференции, выступив с докладами об основах, систематике и терминологии элементов советской борьбы вольного стиля.
В ходе конференции за А.А.Харлампиевым было зафиксировано авторство систематики и терминологии спортивной борьбы, за которой с послевоенных лет закрепилось название борьба самбо.
Необходимо отметить, что до 1938 года никто никому и никогда не препятствовал в проведении конференций и сборов в области ведомственной самозащиты или какой-либо спортивной борьбы, но ни Ощепков, ни Спиридонов, ни кто-либо другой, не только не проводили мероприятий подобного содержания и такого масштаба, но даже не планировали их.
А вот главный докладчик на научно-методической конференции Анатолий Аркадьевич Харлампиев и исключительно он за несколько предвоенных и более 20-ти лет после окончания Великой Отечественной войны систематически проводит учебно-методические и тренерские сборы Всесоюзного уровня, общее количество которых составляет несколько десятков.
Я уже говорил о выше бездоказательных и демагогических утверждениях о некоемом «переименовании» дзюдо. Еще одним доказательством беспочвенности этого является стенограмма конференции 1938 года, из которой следует, что никакого переименования «борьбы вольного стиля «дзюу-до» в «советскую борьбу вольного стиля» не только не происходило, да даже вопрос такой вообще не поднимался, а отсутствие докладов и сообщений о борьбе «вольного стиля в одежде дзю-до» не только не вызвало удивленных вопросов и протестов, но и было участниками принято как само собой разумеющееся.
Вольная борьба в одежде уже была оформлена правилами в 1933 году, но она отнюдь не являла собой японское национальное единоборство.
В ходе тренерского сбора и последующей конференции их участники убедились, что национальные виды борьбы народов СССР и мира представляют много больше для развития борьбы вольного стиля, нежели продолжение чисто автоматического употребления названия «дзюу-до».
Не окрашивая отдельные технические действия конкретным национальным колоритом, а опираясь, в частности, на законы биомеханики, спортивная многонациональная не давала преимуществ какой-либо народной борьбе, как СССР, так и   мира.
И подобное явление было первым в истории спорта.
Параллельно со становлением и развитием отечественной спортивной борьбы, явившейся основой для прикладной ее стороны, формировалась и система САМозащиты и спортивной БОрьбыСИСТЕМА САМБО.

 

     

            





Содержание ресурса