Александр Харлампиев
Вступительное слово к переизданной в 2004 году книге И.В. Лебедева «Самооборона и арест», 1915
Самозащита и борьба
В России в первой трети XX века многими исследователями предпринимались попытки создать «универсальные» системы самозащиты. С современных позиций они могут показаться ограниченными и даже наивными. Но мы должны учитывать, что первым всегда трудно. Им, как правило, не у кого учиться, а необходимость учить других уже появилась.
Стремление в короткий срок обучить приемам, позволяющим отражать внезапное нападение, обезоруживать и задерживать противника становится основным поводом для создания «универсальных» систем. Естественно, что данные системы предназначались исключительно для профессионального использования и поэтому не были доступны широким слоям населения. На российской почве, в силу различных причин, системы самозащиты, создаваемые на основе механического перенесения зарубежного опыта, не прививались, широкого распространения не получали и со временем прекращали свое существование. Тем не менее они дали значительный толчок новым, более эффективным поискам в области самозащиты.
Советские кинематографисты в фильмах о дореволюционных борцах, стараясь не упоминать фамилию Лебедев, представляли дядю Ваню весьма комичным инспектором циркового манежа, внешним видом, речью и манерами напоминавшим купчишку.
Это сейчас ни у кого не вызывает удивления или отторжения предложение вернуться к названию «полиция», а четверть века назад было достаточно формулировки «сотрудничал с полицией», чтобы о человеке сложилось негативное впечатление.
«Профессионалы пера» как бы невзначай отмечали: «Дядя Ваня был ловким спортивным дельцом», «Лебедев - недоучившийся правовед» или «он был незаконнорожденным»... Правда, потом и опять как бы невзначай добавляли, что он был «организатором чемпионатов и издателем спортивных журналов, которые благодаря своей популярности немало способствовали развитию спорта в России». Это «по Штирлицу» - запоминается последняя фраза; мне же подобное начало режет слух, и история, нет сомнения, со временем все расставит по своим местам.
Я родился через 11 лет после смерти своего дедушки. И.В. Лебедев ушел из жизни через три года после моего рождения в 1950 году. Честно говоря, я до недавнего времени воспринимал все, что связано с И.В. Лебедевым, как преданья старины глубокой — такими же, какими для меня являются воспоминания о моем деде, Аркадии Георгиевиче, который был в начале века артистом цирка, выступая, как боксер и борец. Аркадия Георгиевича связывали с Лебедевым не только коллеги по работе на цирковой арене — выдающиеся русские богатыри И. Поддубный, К. Буль, И. Заикин, И. Шемякин, Н. Вахтуров, Г. Кащеев, Г. Лурих и ряд других спортсменов, но и работа в спортивном обществе «Санитас».
Также интересно отметить, что на одной из фотографий среди участников тренерского сбора общества «Динамо» в 40-х годах мне встретилась фамилия легендарного Клементия Буля. Интересно потому, что старшим тренером этого сбора был мой отец — Анатолий Аркадьевич Харлампиев (Anatoliy Kharlampiev).
Об Иване Владимировиче Лебедеве хочется многое сказать, но вначале давайте прочитаем, что писал о себе он сам в издаваемом им же журнале «Геркулес»:
«Окончил 3-ю петроградскую гимназию с несколькими медалями за атлетические рекорды. Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, продолжал обнаруживать такие же успехи в науках: выжал двумя руками 325 фунтов. С 1905 года хожу «вокруг да около» по сцене или арене, свищу и без запинки отвечаю на все возможные и невозможные вопросы. В течение 10 лет боролся 50 раз, причем, когда 20 раз меня клали, публика говорила: «Вот так профессор!», — зато когда 30 раз клал я, публика говорила: «Конечно, хозяин!» Твердо верю в то, что я — «любимец публики», потому что всегда имею массу друзей и приятелей в дни полных сборов. К сожалению, не могу изобрести телефона и телеграфа, но зато изобрел первую «черную маску» в России, Святогора, Дядю Пуда, Саракики, Ивана Каина, Авеля и еще целый ряд других «живых аттракционов». По всем вероятиям, скопил громадное состояние, так как постоянно слышу вопрос: «И куда вы только деваете деньги?» По мнению многих, говорю всего две фразы: «Парад-алле» и «Одна минута перерыва». Определенно счастливый человек, хотя рубашку имею, — поэтому улыбаюсь, даже если и грустно ...»
В 1896 году, когда ему было 17 лет, учась в гимназии, Лебедев начинает посещать кружок любителей атлетики, организованный доктором В.Ф. Краевским, которого его ученики называли «отцом русской атлетики». Уже на следующий год Иван Лебедев в качестве тренера проводил занятия в кружке, говоря современным языком, на общественных началах.
В 1901 году к ректору Петербургского университета обратился студент И. Лебедев с предложением организовать в высших учебных заведениях занятия спортом. Министерством народного просвещения данный проект был утвержден. 1 ноября 1901 года — день, когда впервые в российском высшем учебном заведении начала работать кафедра физического воспитания. Первым преподавателем был назначен... студент Лебедев, с тех пор его и стали называть профессором атлетики. При содействии и помощи «профессора» были организованы кружки в Политехническом и Лесном институтах и в Военно-медицинской академии.
За что бы ни брался Иван Лебедев — все было связано со спортом. Увлечение театральным искусством во время учебы и работы в университете дало возможность вкладывать зарабатываемые деньги в издаваемый им журнал, но, что более важно, в дальнейшем он смог перенести опыт работы на сцене на цирковую арену. Отношение к театру у Лебедева было явно не любительское. В течение пяти лет им было сыграно более 200 драматических ролей в 190 спектаклях на сценах Петербурга как зимой, так и летом, когда он уезжал на гастроли вместе с артистами Александрийского или Суворинского театров.
В 1905 году студент — «профессор атлетики» начал издавать «Иллюстрированный журнал атлетики и спорта» — первый в России журнал, посвященный атлетическому спорту. Основной идеей журнала было объединение русских спортсменов во Всероссийский спортивный союз.
Весной 1905 года Лебедев, не сдавая выпускных государственных экзаменов, ушел из университета. Одной из причин явилось тяжелое материальное положение его детища — журнала, в который он вкладывал все зарабатываемые деньги.
Летом этого же года распахнулись двери его собственной школы атлетики.
8 июня 1905 года Лебедевым был организован и проведен первый в нашей стране Международный чемпионат по французской борьбе; с этого времени такие чемпионаты стали проводиться регулярно.
Петербургский летний сад «Фарс»... Публика с нетерпением ждет начала чемпионата борьбы и появления ведущего и арбитра, одетого во фрак. Но... появился одетый в русскую поддевку, сапоги и картуз Иван Владимирович Лебедев, который начал с того, что, поведя могучими плечами, снял картуз и картинно поклонился по-русски на четыре стороны. "Удивление привыкшей ко всему публики сменилось восторгом и бурными аплодисментами. Перед ними стоял дядя Ваня, как с этого момента его начали называть, — великий мастер проведения борцовских соревнований.
Петербургская школа атлетики Лебедева, постоянно расширяясь, в конце концов обосновалась в двухэтажном здании (на нынешней улице Чехова) и была очень популярна среди молодежи. В школе был организован, скорее всего, первый в мире музей, в котором находилось множество фотографий борцов и атлетов; была представлена и другая экспозиция, отражающая историю мирового развития атлетического спорта за 50 лет.
В период с 1912 по 1917 год Лебедев издавал журнал «Геркулес», в котором помещались статьи и рассказы русских и иностранных писателей, самого дяди Вани, посвященные атлетике, борьбе, другим видам спорта, цирку. Журнал выходил очень большим тиражом не только по тому времени, но даже и по нынешним меркам — 27 тысяч экземпляров с периодичностью раз в две недели. Основной призыв журнала: «Каждый может и должен быть сильным».
Помимо своих многочисленных публикаций, Лебедев выпустил в свет руководства по тяжелой атлетике — «Сила и здоровье» (1912) и «Тяжелая атлетика» (1916), сборники рассказов «Гладиаторы наших дней» (1915) и «Борцы» (портреты и характеристики) (1917).
«Профессор атлетики» первым в России издал руководство по самозащите для специального пользования «Самооборона и арест» (Петроград, 1915).
Вот о чем писал И. В. Лебедев во введении к своей книге:
«Пуская в ход тот или другой прием, надо помнить, что здоровье человека дороже всего, и поэтому прибегать к приемам, причиняющим сильную боль, следует лишь тогда, когда приходится иметь дело с опасным преступником и когда с его стороны угрожает опасность для вашей жизни».
Организация и проведение чемпионатов по французской борьбе, с которыми И. В. Лебедев объездил всю Россию, были для него не только шоу-бизнесом, но и в первую очередь средством популяризации любимого вида спорта. Популярность Лебедева, особенно среди молодежи, была огромна. Во время его первого приезда в первопрестольную в 1908 году известный фельетонист Дорошевич писал: «Теперь в Москве три достопримечательности: царь-колокол, царь-пушка и "дядя" Ваня». Сам же Иван Владимирович настолько свыкся с обращением «дядя Ваня», что нередко так и подписывал деловые бумаги.
Октябрьская революция практически ничего не изменила в активной деятельности И. В. Лебедева. Он продолжает работать в спорте инструктором, тренером и лектором. В 1920 году в Одессе он создает Дворец искусств и спорта. Печатаются его новые книги «Французская борьба» (1925), «История профессиональной борьбы» (1928), «Гантельная гимнастика» (1930).
С середины 20-х годов цирки Белоруссии, Средней России, Урала - место претворения популяризаторских идей режиссера-постановщика, художественного руководителя, организатора и конферансье матчей борьбы И. В. Лебедева.
Последние годы своей жизни, живя в Свердловске, он работает тренером в спортивном обществе «Локомотив». Секции борцов и штангистов, которыми он руководил, были сильнейшими в городе. Не забывал он и о лекторско-популяризаторский деятельности.
В декабре 1945 года И.В. Лебедев был избран вместе с другими старейшими русскими борцами Иваном Заикиным и Клементием Булем в президиум проходившего в Ленинграде торжественного собрания, посвященного 60-летию русского тяжелоатлетического спорта. Участники собрания стали свидетелями яркого и эмоционального выступления ветерана - энтузиаста и пропагандиста тяжелоатлетического спорта.
За многолетнюю плодотворную тренерскую деятельность И.В. Лебедев неоднократно награждался, в том числе ему было присвоено звание «Отличник физической культуры».
Вашему вниманию предлагаются две работы И. В. Лебедева: «Самооборона и арест» (1915) и «Французская борьба» (1925). |